Техника - молодёжи 2009-03, страница 36Инженерное обозрение 2009 №03 тм Для деки древесина (резонансная ель) распилена горизонтально вдоль, волокна расположены в определенном направлении. Дека имеет куполообразную форму, что даёт эффект объёмного звука. Чтобы строй инструмента держался, дека опирается снизу на вирбепьбаик - толстый щит из нескольких слоев твёрдой древесины, в отверстия которого запрессовываются вирбели (колки) для натяжении струн. На деку прикреплены штеги из массива бука сложной геометрической формы ОТ ДЕРЕВООБРАБОТКИ ДО НАСТРОЙКИ И вот мы в цехах, где изначально чёрные чугунные рамы, перевитые струны разной толщины п изысканная древесина превра щаются н музыкальные инструменты, издающие волшебные звуки. Изготовление пианино и роялей - дело весьма сложное и продолжительное. — Недели две обычно уходит только на установку механики и клавиатуры на уже подготовленные инструменты, - объясняет начальник производства Евгения Александровна Артёмснко. - У наших инструментов несколько вариантов отделки корпуса. Комплектующие, в том числе струны, мы получаем от российских и зару бежн ых i [роизвод] ггелей. Действительно, п|юизводство музыкальных инструментов по многим операциям можно отнести к деревообработке. Корпус пианино и рояля выполняется из различных пород древесины: есть и рядовая хвойная, и более .элитная — канадский клён, дуб, бук. Древесина должна быть особого качества с наименьшим количеством включений (сучки и тд.) - специальная резонансна. Клён, граб идёт на пробочкн. Из современных материалов используются листовые фанера, ДВП - для деталей, которые не влияют на звук. После того как пиломатериалы и детали сложной конфигурации пройдут механическую обработку на типовых станках, шлифовку, фрезеровку, их отпраапяют на сборочный конвейер. Здесь уже к внеш ней деревянной раме будут крениться чугунная и детали корпуса Помимо механической, есть, конечно, и ручная работа Видите, как рабочие стучат Облицовка кромок раскроенных деталей инструментов На шлифовально-полировальном участке Современные рояли с перекрёстными струнами имеют обычно два штега: большой, принимающий давление струн дискантового и среднего регистров, и малый, принимающий колебания басовых обвитых струн. Для получения плотного, хорошего мехагшческого соединения задних концов колеблющихся участков струн со штега ми по краям их верхних плоскостей вбиваются стальные штифты с некоторым уклоном (вправо -по одному краю штега, и влено по другому его краю), огибая которые проходят струны. «Моцарт- в белом выполнен на заказ. У него особая технология покрытия - посложнее, чем у чёрного. Есть ещё -Моцарты» с инкрустацией из канадского клёна и красного дерева с тщательно подобранным шпоном Верхние плоскости штегов находятся несколько выше прямой линии, соединяющей передние концы действующих участков струн с задними точками их крепления к раме. Блатдаря этому, струны при переходе через цггеги получают более или менее выраженный «перелом» в вертикальной плоскости, лучше прижимаются к штегам и оказывают через них дополнительное давление на деку, полезное для увеличения её отзывчивости к восприятию и излучению колебаний высоких частот. Чугунная рама рояля представляет собой цельную отливку сложного решётчатого строения, с продольными и поперечными связями. Её назначение - принимать па себя совокупность сил натяжения струн, которая доходит у современных роялей до 18 -2) т. Передняя часть рамы имеет ряд четырёхугольных окон для крепления отдельных участков вирбельбанка. У роялей новейших конструкции она состоит из широкой поперечной пластины с высверленными отверстиями для пропуска колков (так называемая «панцирная» конструкция рамы). Нередко в чугунных рамах в дискантовом п других регистрах имеется отлитое в одно целое с рамой массивное поперечное ребро с несколько закруглённой нижней гранью, опущенное немного ниже плоскости струи. Это ребро, называемое каподастром. является порогом, под которым проходят, с некоторым перегибом вверх, перед1ше концы струн. Все остальные струны обычно проходят через отверстия в головках аграфов. На чугунную раму рояля натянуты многочисленные стальные струны (225 230 штук), которые в дискантовом и среднем регистрах состоят из гладкой стальной проволоки, а в басовом регистре из стальной проволочной основы (керн), обвитой чаще всего проволокой из мягкой красной меди (канитель), увеличивающей их массу и инерцию. В дискантовом и среднем регистрах, на протяжении приблизительно пяти октав, на каждую клавишу приходятся потри струны, образующие так называемый «хор», Струны хора натянуты рядом на одном уровне, настроены в унисон н ударяются молоточком одновременно. Струны басового регистра, издающие более сильные звуки, натягиваются па каждый звук либо по одной - в самом низком pel истре, либо по две и хоре -в группе, промежуточной между крайними одиночными басовыми струнами и тронными хорами струн нижней части среднего регистра. Группа басовых обви тых струн в роялях новых систем натягивается несколько выше плоскости остальных гладких струн и идёт не параллельно левой длинной прямой стенке корпуса, а отклоняется задними концами вправо, проходя над отклоняющимися несколько влево задними концами струн нижнего участка среднего регистра. Перекрёстное расположение струн позволяет полностью использовать пространство внутри корпуса рояля и натягивать струны на максимальную длину. Кроме того, в этой конструкции штеш на деке могуг быть расположены достаточно далеко от её краев, что увеличивает отзывчивость деки на колебания струн, а следовательно, улучшает и обогащает качество звука инструмента. Передние и задние участкн струн, во избежание появления нежелательных призвуков, переплетаются полосками сукна или кладутся на суконные подкладки (близ колков). Однако у инструментов некоторых фабрик используются для звучания н эти участки струн. Они не заглушаются полосками сукна, что даёт им возможность резонировать с колебаниями основных частей струн И обогащать тембр звука. В таких случаях у вирбельбанка и на задней пластине чугунной рамы ставятся добавочные порожки, отделяющие 34 |