Техника - молодёжи 2009-03, страница 37молоточками? Не думайте, что мы только такие несовершенные - это мировая практика изготовления музыкальных инструментов (и на знаменитом Steinway так работают). Ничего пока нового не придумали, и по-другому многие операции сделать нельзя. Сегодня на китайских фортепианных фабриках суперсовременные технологии и оборудование, но и там не обходятся без ручной работы, и за станками у них тоже не роботы стоят, а люди. «Лира» выпускает сегодня три вида пианино - «Чайковский», «Рихтер» и «Моцарт» с различной отделкой корпуса, в том числе и декоративной. У «Чайковского» она попроще, у «Моцарта» более разнообразная и дорогая. «Рихтер» -«золотая середина». Отделка «Рондо» -с балясинами, а модель п|тосто «В» - без. Покупателю есть из чего выбирать. Сегодня мы выпускаем 540 - 550 инструментов в год. А ещё лет двадцать назад - пианино «Лирика» по 40 штук в день! Теперь это торговая марка. Для классического корпуса мы используем. как и раньше, чёрный лак. Современ ный лак - полиэфирный, как правило, итальянского производства. Сначала наносят первое покрытие - грунт. Потом шлифуют, снова покрывают лаком и полируют. В цехе отделки проходит обработку и натуральный шпон, а также декоративные детали. К нам, кстати, часто обращаются по поводу реставрации инструментов - специалистов в этом деле осталось мало. А здесь много TOi костей. Например, известно, что по старому лаку нельзя наносить современный - может произойти отторжение. Перед установкой механики Соответствуют пи молоточки струнам? Первая «грубая» настройка... для отзвука отрезки струн, при-блпзнтельно кратные пх основной звучащей длине. Одной из самых существенных частей роя.ля является его игровой механизм, помещённый в передней части корпуса. Этот механизм и клавиатура, будучи связаны между собой функционально, представляют одно конструктивное целое и укреплены па общей деревянной раме, которая может выдвигаться из корпуса рояля со всеми укреплёнными на ней деталями после снятия клапана, бакенклёцеп и передней нижней планки. Назначение игрового механизма - передача струнам удара пианиста по клавишам. В зависимости от силы удара и степени нажима на клавиши меняется скорость движения молотков по направлению к струнам, и, вследствие этого, амплитуда колебаний струа и громкость получаемых звуков. Точные исследования п измерения показывают. что слышимое изменение громкости фортепианного звука получается тогда, когда скорость молотка в момент соприкосновеипя со струной меняется примерно на 35%. Сложное устройство промежуточной системы рычагов, находящейся между клавишей и молотком, обеспечивает быстрое и бесшумное движение механиз ма, с наиболее полной передачей энергии удара пианиста от клавиши к струне, В этом отиоше-ппп совершенствование механизма шло все время вслед за возрастающими требованиями пианистов и за увел1тчииаю-щенея сложностью сочинений для фортепиано. Функционально тесно связана с клавиатурой и механизмом (по конструктивно независимая от них) система глушителей, или демп(|>еров. Эта система расположена в глубине передней коробки рояля. Назначение демп<)>еров -прекращать колебания струн после того, как нажим на клавишу прекратился. Преобладающее распространение получила ирландская система дсмп<|к:ров. лежащих па струнах над молотками и соединённых проволочными стержнями с нижштмн рычагами, приводящими их в движение от задних концов клавиш (контрклавнатурой). Демпферы есть на всех струнах басового, среднего и отчасти верхнего репкггров: их нет только на струнах высших 1,5 - 2 октав, т.к. колебания коротких струп этого регистра быстро затухают и в добавочном глушении практически не нуждаются. Кроме того, эти струны вследствие резонанса дают добавочные призвуки, обогащающие и улучшающие качество звука (сила н тембр) остальных струн басового и среднего регистров. Функционально связаны с игровым механизмом рояля и педали - ножные рычаги, помещённые в так называемой «лире», привинченной к корпусу между двумя передними ножками. Современные рояли имеют две, реже три педали. Правая педаль соединена посредством промежуточных передач и рычагов с поперечной планкой, качающейся па шарнирах под контрклавиатурой. При нажатии педали эта планка приподнимает все рычаги контркла-внатуры вместе г демпферами, освобождая все струны для свободного, одновременного звучания. При игре с правой педалью звуки ударяемых струн заметно усиливаются и обогащаются по тембру. Поэтому правую педаль иногда называют «форте-педалью». Левая педаль прп номощп промежуточного угольника сдвигает клавиатурную раму вместе с механизмом несколько вправо, так что молотки начинают ударять не по всем струнам тройных хоров, а только по двум правым струнам пли же по одной правой струне (на участке двойных басовых струи). Сила звука рояля при этом уменьшается одновременно с некоторым изменением тембра. Левую педаль поэтому иногда называют «пиано-педалью», ...«Моцарт» в черном... классический Третья, средняя, педаль действует подобно правой, по лшпь па те демпферы, которые перед тем были подняты нажатием соответствующих клавиш. На прочие же не поднятые демпферы она не действует. Нажимом средней педали получают спениалъгтые звуковые эффекты (например, «органный пункт» ц т.п.), иногда необходимые при исполнении некоторых сложных классических и современных сочипеши ID Татьяна Новгородская, Оль/а Семёнова, фото Юрия Егорова, Рис. Арона Шепса www.tm-mogozin ru 35 |