Техника - молодёжи 2009-04, страница 6

Техника - молодёжи 2009-04, страница 6

2009 №04 ТМ

Эта картинка в некоторой степени позволяет представить разнообразие структур белковых молекул

комплекс антиген-антитело. Затем внутри фагоцитов происходит разборка утилизируемых клеток и сортировка их компонентов, большая часть из которых идёт на повторное использование в качестве сырья для производства новых биологических структур или для ферментативного «сжигания» и производства энергии.

Справедливости ради надо сказать. что никто воочию этих процессов не видел — ведь любые микроскопы оперируют только с мёртвыми тканями, где никаких «маркировок и съеданий» уже не происходит. Но то, что эти события происходят именно так. было доказано в различных научных экспериментах на животных — в частности методом изотопной маркировки антител.

Аутоиммунная фабрика в голове

- Ешё полвека назад считалось, а некоторые и сегодня так считают. -рассказывает профессор Полетаев. — что антитела нужны исключительно для борьбы с бактериальной и вирусной инфекцией внутри организма. То есть, они рассматривались в роли «солдат». Если обнаруживают скопление солдат - значит, началась война (болезнь). Но и в те годы раздавались голоса учёных, о том, что не всё так просто. Взять, например, открытие разных групп крови будущим лауреатом Нобелевской премии австрийцем Ландштейнером. Механизм этого явления состоял в том, что разные виды эритроцитов связываются определёнными антителами. И тогда некоторые физиологи и медики задумались: неужели Творец или природа придумали

4

такой механизм лишь для того, чтобы врач мог определить группу крови своего пациента? Во всяком случае, впервые было обнаружено, что антитела присутствуют и в любом здоровом организме, выполняя какую-то работу кроме «военной».

Позднее стали разграничивать просто антитела и аутоиммунные антитела (аутоантитела). Первые цепляются» только к чужим белкам, а вторые — только к своим. Но всё равно. до 70-х гг. считалось, что выявление в организме аутоантител — явный признак наступившей или начинающейся аутоиммунной болезни.

Необходимое пояснение. «Аутоиммунными» называются болезни, при которых иммунная система начинает бороться с собственным организмом посредством выработки избыточного числа аутоантител. Происходит это вследствие какого-то сбоя, пусковым механизмом которого чаще всего служит «пропущенный» обычными антителами вирус.

- Возможно, самый блестящий иммунолог в истории — нобелевский лауреат австралиец Фрэнк Бёрнет, — продолжает профессор Полетаев, -в 50—60-х гг. прошлого века предложил клонально-селекционную теорию, описывавшую, как работает иммунная система. Со многими модификациями эта теория дожила до сегодняшнего времени. Бёрнет постулировал, что в организме могут изредка возникать «запрещённые» клоны (копии) клеток иммунной системы — лимфоцитов, обладающие «самоубийственной» активностью. Бёрнет предположил, что эти «взбесившиеся» лимфоциты ликвидируются в вилоч-

ковой железе, так называемом, тимусе. По Бёрнету, тимус (назначения которого никто до этого не знач) - это своеобразный банк, в котором хранится полный набор видов белков-антигенов организма. И в нём же. как в некоем «санпропускнике», идёт процессе «негативной селекции» лимфоцитов. Проверяется запрещённая способность связываться с собственными антигенами. Тех, кто делает это явно и агрессивно, — попросту уничтожают.

Гениальный австралийский учёный, не располагая экспериментальными данными, вывел свою теорию из чистой интуиции. И она практически полностью подтвердилась! Но Фрэнк Бёрнет не знат того, что мы узнали в начате 90-х гг. Оказывается, в тимусе выбраковываются не только те лимфоциты. которые агрессивно бросаются на «своих», но и те. которые вообще не умеют со своими взаимодействовать. То есть отбор проходят только лимфоциты, оптимально работающие на иммунитет организма. Все они производят антитела. Как оказалось, эти антитела могут маркировать не только компоненты «своих» белков, но и многие бактерии.

Эврика! Человек родился...

Как и любое крупное открытие, находка Полетаева стоит, по известному выражению Ньютона, «на плечах великих». Так, в 60-е гг. крупный французский иммунолог Пьер Грабарь предположил, что антитела нужны любому здоровому организму. Тогда подобное высказывание, по свидетельству Полетаева, было почти неприличным. Всеми, кроме Грабаря, существование аутоиммунных антител в организме рассматриваюсь как патология. А он заявил, что антитела нужны для того, чтобы чистить организм от продуктов распада. Инструментов проверить то или другое тогда не сушество-вато. Сегодня эти инструменты есть: иммуноферментный и радиоиммунный анализ, которые позволяют работать с исчезающее малым количеством вещества: 10-15 г.

Используя эти методы, в 70-х и 80-х гг. многие исследователи, бравшиеся доказать принадлежность аутоиммунных антител только больным людям, с изумлением фиксировали их наличие у людей вполне здоровых...

Из всех этих известных до него фактов профессор Полетаев сделал свои выводы. А именно то, что лимфоциты, прошедшие отбор в тимусе, производят исключительно «аутоиммунные» антитела. Зачем? Этот чисто научный вопрос руководил исследования