Техника - молодёжи 2009-04, страница 8

Техника - молодёжи 2009-04, страница 8

Медицина

2009 №04 ТМ

ЭЛИ-тесты: как это делается

Берётся обычная клиническая проба венозной крови и тестируется способом твёрдофазного иммунофермент-ного анализа на содержание антител к печени, почкам, сердцу и так датее. Физически это выглядит так: планшет из 96 микропробирок, на стенках которых сорбированы специфичные антигены разных органов животных (в основном — свиней). В пробирки наливают две сыворотки крови: исследуемых пациентов и нескольких эталонно-здоровых людей (банк данных таких сывороток был в своё время получен Полетаевым с коллегами по разработанной ими методике). После инкубации сывороток в пробирках проводится имму-ноферментный анализ, в результате ко-

«Наночерви»атакуют клетки, поражённые раком. Почти как в фильме...

Доктор А. Б. ПОЛЕТАЕВ в лаборатории

как сигнал начинающейся болезни. Хотя человек при этом не будет ощущать никаких неприятных симптомов, да и традиционные анализы ничего, как правило, не покажут.

Как же увидеть эту «сигнальную лампочку» приближения болезни? Увеличенный выброс антигенов отмирающих гепатоцитов в кровь настолько же увеличивает и количество антител к ним. Вот этот-то показатель мы и научились точно фиксировать в так называемых ЭЛИ-тестах.

торого количественно определяется содержание антител, специфично связывающихся с антигенами разных органов. Интенсивность окраски в лунках планшета прямо пропориионатьна количеству антител, связанных антигенами тех или иных органов.

В результате, у врача в руках оказывается точная «антительная» картина по разным органам пациента, а значит и «карта» скорости отмирания клеток в них. Полная и самая ранняя из всех возможных диагностика - из одной капли крови.

Возвращение диспансеризации?

— Существовавшая в СССР довольно формальная практика добровольно-обязательной диспансеризации сумела отбить у многих граждан желание даже слышать об этой процедуре,— сетует Александр Борисович,— Тот же факт, что вслед за советской медициной диспансеризацию населения взяли на вооружение многие развитые страны — большинству у нас невдомёк. Сегодня возвращение этой практики в России, на корпоративном и государственном уровне, — стоит критически остро.

Начинать надо с детей - и как можно раньше. Ведь среди новорожденных доля вполне здоровых не превышает у нас ныне 30%! Это очень тревожный показатель. Средство не превратить диспансеризацию в её позднесоветский форматьный вариант есть, и это средство — наш метод. С помощью ЭЛИ-тес-тов можно достоверно обнаружить предрасположенность к определённым заболеваниям у детей, пока не проявились грозные симптомы самих болезней. Уже сегодня мы можем начать выращивать гораздо более здоровые поколения граждан, «с пелёнок» приученных уделять внимание состоянию своего здоровья. А профилактическое обследование женщин, планирующих беременность с помощью нашего метода, — позволит в разы поднять репродуктивное здоровье нации. В целом, в государстве российском люди смогут жить лет на десять дольше - причём здоровыми, а не хронически больными.

Конечно,— продолжает профессор Полетаев, — потребуется большая просветительская работа, смысл которой -переломить негативное отношение людей к самой идее диспансеризации. Нужна здесь и пресловутая «воля государства», ведь речь идёт не о каких-то частных вещах, а о долгосрочном здоровье нации, прямо связанном с национальной безопасностью.

Индивидуальная

таблетка в зеркале антител

Согласно профессору Полетаеву, с внедрением метода регулярного мониторинга аутоиммунных антител пациента, врач получает в руки долгожданный метод обоснованной индивидуализации, проверки и коррекции выбранной методики лечения. Во-первых. анализ изменений в производстве организмом множества различных антител позволяет точно определить — в каком именно органе развивается патология. В соответствии с количественным показателем этой патологии можно корректнее подобрать лекарст