Техника - молодёжи 2009-09, страница 51том, что наследственные признаки передаются совершенно строгим образом, разделяясь на доминирующие (преобладающие, передающиеся но преимуществу) и рецессивные (или скрытые и передающиеся лишь при определённых условиях). Кроме того, работы монаха говорили о том, что признаки, передаваясь по наследству, расщепляются, но не смешиваются. Так, при расщеплении в потомстве помесей наблюдается соотношение — три доминантных формы и одна рецессивная. Именно это удивительное по своей простоте свойство наследственности заставило учёных считать, что и на человеке они так же точно смогут давать предсказания относительно характера потомства. В начале XX в. в Германии, США и России возник настоящий евгенический бум. Долой психопатов! Евгеника (не в открытую, правда) призывает избавляться от людей, страдающих серьёзными психическими расстройствами. Но в истории немало фактов, свидетельствующих о том, что некоторым выдающимся способностям людей сопутствуют как раз психические отклонения. Вот несколько примеров. Отец композитора Шумана обладал странностями и одновременно поэтическим даром, мать была экзальтированной женщиной, сестра страдала психическим заболеванием, сын был психически ненормальным, а сам Шуман окончил жизнь в психиатрической клинике. Отец Гёте страдал старческим слабоумием, мать отличалась маниакальностью, сестра страдала циркулярным психозом, сын был душевнобольным. Отец Эдгара По был алкоголиком, мать - страдала истерией, сестра — слабоумием, сам он пил запоем. Приведённые нами примеры свидетельствуют о частом совмещении в человеческой личности выдающихся способностей и психопатологических черт. Как бы в этом случае (ротупил последователь евгеники? Уничтожил мать Шумана, отцов Гёте и Эдгара По? Если действовать таким образом, то мы лишимся целой плеяды гениев и просто выдающихся людей... Возьмём в качестве примеров не родителей, а самих великих людей, страдающих теми или иными психопатическими расстройствами, обладавших какой-либо патологией или имевших физические недостатки. Ван-Гог, Чюрленис, Стриндберг страдали шизофренией; Ньютон, Паскаль, Гоголь, Мопассан, Гофман, Кафка, Врубель имели серьёзные психические расстройства; Достоевский, Флобер, Юлий Цезарь, Наполеон были эпилептиками; Тулуз-Дотрек, Борисов-МусатоВ — калеки. Согласно евгеническим догмам, такие люди или не нужны обществу, или — в лучшем случае — не должны иметь потомства. Выходит, что, пытаясь «улучшить» породу людей, евгеписты лишь усредняют её. Общество, конечно, стало бы «здоровее», если бы оно избавилось от больных людей, по тогда оно потеряло бы половину (если не больше) высокоодарённых личностей. Словом, в этих случаях евгеническая методология, мягко говоря, пробуксовывает. Проблема тела и сознания А ведь ларчик открывается просто. Всё дело в смешении элементарных понятий. Селекция имеет дело с пшеницей, горохом, огурцами, а также с коровами, овцами, козами и другими видами живых существ, Френсис Гальтон^ одни из основоположников евгеники Грегор Мендель -труды ЭТОГО исследователя стали фундаментом евгеники не обладающих развитым человеческим сознанием. В случае же человека мы должны говорить о единстве физических и духовных свойств или о сочетании тела и сознания. Законы евгеники «работают» только тогда, когда мы имеем дело с наследованием человеком чисто физического признака: формы носа, цвета глаз и т.п.. На духовном же уровне применение этих законов несостоятельно. Ведь само понятие сознания не укладывается в простые схемы наследственности телесных признаков. Для загадочного феномена сознания должна быть предложена другая, альтернативная модель. Ближе к ней, например, ведические представления о единых, неделимых и бессмертных сущностях сознания, так называемая Дживатма «живая душа», или нечто вроде духовных «монад» Г.Лейбница, которые переходят из одной телесной оболочки в другую. «Атомы сознания» могут делать это в пределах одной наследственной линии, и тогда выдающиеся способности переходят от одного потомка к другому, или нескольких — тогда эти способности проявляются внезапно. |