Техника - молодёжи 2009-10, страница 40

Техника - молодёжи 2009-10, страница 40

Техника и спорт

2009 №10 ТМ

ШАР

Четверть века демонстрировался публике уникальный мотоатракцион «Шар смелости», придуманный талантливым изобретателем и талантливым цирковым артистом Петром Маяцким.

ДЛЯ БЕССТРАШНЫХ

ВЕЛОКОРЗИНА

В конце 80-х гг. позапрошлого века бельгийский велогонщик Шарль Нуа-зстт впервые продемонстрировал трюковую езду на велосипеде. Вместе со своими сыновьями и дочерью он объехал многие страны, и везде их выступления имели шумный успех.

Но вскоре появились подражатели, число конкурентов быстро росло. Тогда Нуазетт усложнил номер. Выступая в Лондоне, он показал новый атграк-цион пол названием «Велокорзина, или круг смерти».

Сооружение, которое устанавливалось на манеже, действительно напоминало огромную решётчатую корзину, сделанную из деревянных планок. Пятеро велосипедистов, разогнавшись, въезжали на внутреннюю стснку и стремительно неслись по кругу, удерживаемые центробежной силой. Затем корзину поднимали на блоках вверх, на высоту 25 м, однако гонка продолжалась, и это поражало вдвойне, потому что...дна у корзины не было!

Затем появился ещё более рискованный и впечатляющий номер. Создателями его были американские ве-лофигуристы братья Кауфман. Над ареной, на высоте десяти метров, висел большой шар, каркас которого покры-

Велокорзина Шарля Нуазетт

вала проволочная сетка. Один из артистов забирался с велосипедом внутрь шара. Другой, сидя на своем велосипеде, помещался снаружи, на самом верху, При помощи электромотора шар начинал быстро вращаться. Оба велосипедиста, что было силы крутя педали, старались удержаться на месте. Особенно рисковал верхний артист. «Дух замирал от жути, - писал журнал того времени, — пока братья Кауфман не заканчивали свой опасный номер».

Аттракционы Шарля Нуазетг и братьев Кауфман стали примером для изобретателей ещё более сложных номеров уже с использованием мою техники, в том числе и для Петра Маяцкого.

МОТОГОНКИ НА АРЕНЕ

В профессиональный цирк Пётр Никифорович Маяцкий пришёл не сразу. Сначала, в середине 20-х гг., он, выпускник Харьковского строительного техникума, выступал в самодеятельных эстрадно-цирковых коллективах. В нём, технике по образованию, жил прирожденный цирковой артист. Не удивительно, что несколько лет спустя Петр Маяцкий из любителя превратился в профессионала.

Он выступал как акробат-эксцентрик, силовой акробат, иллюзионист. Под псевдонимом Лео Маро работал в оригинальном и трудном номере «Ренское колесо на перше». Стоя на верху двух лестниц, он балансировал на лбу длинный металлический шест (перш). А в это время партнёрша Маяцкого быстро вращалась в, так называемом, ренском колесе, укреплённом на конце шеста.

Талантливый изобретатель и конструктор Пётр Никифорович вечно носился с идеями небывалых аттракционов. Прекрасно владея мотоциклом, он мечтал вывести эту машину на арену, чтобы продемонстрировать необыкновенно лихую езду. И вот в 1937 г. Маяцкий (ему шёл тогда лридцать второй год) создаёт групповой аттракцион «Мотогонки по наклонному треку».

Над манежем монтировался круговой трек, наклонённый к арене под углом в 45°. Мотоциклы неслись по нему с бешенной скоростью. Партнёры

Пётр Маяцкий и его «Шар смелости»

Маяцкого - трое мужчин и три женщины на полном ходу мотоциклов сл роили сложные акробатические пирамиды, бросая руль, ехали, стоя на седле, перепрыгивали с машины на машину. Разбежавшись, вскакивали на мчащийся мотоцикл «курсом», как вспрыгивают на круп лошади наездники-жокси.

ЧУДО-ШАР

Никто уже не скажет, когда у неугомонного артиста-изобретателя возникла мысль ещё об одном мотоапракционе. Идея была совершенно новой. Доказательством служит тот факт, что на свою заявку, поданную 17 декабря 1949 г., Пётр Никифорович получил авторское

На мотоцикле над пропастью

38