Техника - молодёжи 2010-03, страница 30Музеи ^ .-Ж'г : 2010 N^03 тм 7 * Через нору крота — к звёздному небу! . * * 1 «г ♦ , , Рассказывают Евгений Стрелков, Елена Кузина, Александр и Ольга Филимоновы -авторы экспозиции «Ожидание космоса», г. Самара. «Новый проект буквально взорвал традиционное экспозиционное решение музея. Все его элементы - макеты, стенды, тренажёры, медиаролики - объединены в единую пространственно-временную композицию. Дизайнерское решение строго подчинено общей идее проекта, каждый экспонат включён в драматическое повествование об одном из величайших достижений человечества — освоении космоса. Зрителю предлагается проследить, как менялись представления о космических полётах — от первых, весьма приблизительных, фантазий, до весьма проработанных и во многом оправдавшихся в реальности сценариев». тральным объектом созданного в Иркутске Музея зани, тельной науки стал «Звёздный зал», здесь момф узнать, как рождалась и развивалась наша Вселенная Новая экспозиций Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева в Петербурге задумана и реализована так, что зритель ощущает себя во «внутреннем», подземном мире Участники конкурса "Научный музей 21-го века» с интересом выслушивают о работах своих коллег и делятся тонкостями своих зкслозиций В начале 20-го в, и России широко практиковались научно-популярные лекции. Послушать знаменитых учёных собирались школьники, студенты и просто молодые люди. Им демонстрировали фотографии, слайды, плакаты и подопытных кроликов. Говоря по-современному, им делали мультимедийную презентацию. Никола Тесла рассказывал на таких лекциях о свойствах переменного тока, академик Павлов — об условных и безусловных рефлексах. Чуть позже в Советском Союзе такие лекции потеряли свою остроту, людей на них «сгоняли» в обязательном порядке, дан лекторы, откровенно говоря, стали больше халтурить. Все помнят, наверное, эпизод из фильма Э. Рязанова, когда даже на новогоднем празднестве лектор разглагольствовал о том, есть ли жизнь на Марсе... В 21-м в. в нашей стране интерес к таким лекциям стали возрождаться. Но уже не в виде беседы учёных со школьниками или студентами, а в виде мультимедийных экспонатов, которые можно не только посмотреть, но и потрогать... Современный музей «хранитель знаний» - дчя привлечения в свои стены подрастающего поколения должен оформить свои экспонаты нестандартно, броско, ярко и преподнести эти самые научные знания не в виде занудных истин, а в виде игры, открытия, свободного поиска подростков. Идеальный музей 21-го в. — это не библиотека, а игровая комната. 3 февраля 2010 г. в Центре им. В.Э, Мейерхольда подведены итоги всероссийского конкурса «Научный музей в 21-м веке», который проводил фонд «Династия» при поддержке Ассоциации научно-технических музеев российского комитета Международного совета музеев. Основная задача конкурса — популяризация науки, а также формирование образа науки как привлекательной формы человеческой деятельности. Гранты были даны по двум направлениям: 1) «Модернизация экспозиционной деятельности научно-технических и естественнонаучных музеев» и 2) «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку». Для того чтобы изменить отношение к науке российских школьников, фонд «Династия» выделил более 6 млн рублей. Из 64 заявок поддержку получили 9. Иркутский музей создал замечательный планетарий, в котором мы можем не только посмотреть на звёздное небо, но и потрогать руками некоторые явления: «жидкое солнце», «корабль в пузырях», «гироскопический маятник Фуко» и пр. Центральный музей почвоведения (Санкт-Петербург) создал экспозицию «Неизвестная земля», погрузившись в которую (в прямом смысле этого слова — она выполнена в виде норы) зрители могут путешествовать внутри подземного мира. «Парк занимательной техники» (г. Барнаул) демонстрирует огромное количество необычных устройств, автоматических театров, модели роботов-автоматов и пр. Посетители музея могут потрогать любой экспонат руками, поиграть с ним, попытаться понять его устройство. Интересен проект «Глазовекого краеведческого музея» (г. Глазов), где внутри астрономического комплекса «Вселенная и человек» есть макеты, предусматривающие ручное манипулирование, которое могут использовать дети с ограниченными возможностями. Победители отмечали, что использование достижений современной науки позволило увеличить количество посетителей музеев в разы. Ведь занятие наукой довольно сложное и зачастую очень трудное и кропотливое дело, так почему бы не начать изучать её с игры? Может быть, из тех мальчишек и девчонок, которые придут смотреть на экспонаты, и выйдут новые платоны и невтоны? п Иван СЕДОВ 28 |