Техника - молодёжи 2010-04, страница 23

Техника - молодёжи 2010-04, страница 23

Рис. 1. Проект реконструкции самопрялки Леонардо да Винчи

реходящего в воздух, окружающий его. Размытые контуры — несуществующие границы объекта — являются не просто «фотографическим» отражением, а представляют собой исследование уже существующей или вновь созданной реальности. Выполняя, таким образом, операцию абстрагирования — выделение существенных признаков при отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними, Мастер имитировал реальность, создавая эскиз объекта. Последнее замечание является немаловажным при рассмотрении вопроса реконструкции идей Леонардо и «реализма» его проектов [3].

Из многочисленных записей, оставшихся после Леонардо (более 6 тыс. разрозненных и не систематизированных листов и рисунков), исследователи его творчества составили три трактата: «Трактат о живописи», «Атлантический кодеке» и «Трактат о полёте птиц» 11 ].

Особое место среди эскизов Леонардо занимают те, которые посвящены различного рода механизмам. Для осознания принципа работы устройства в целом Мастер выявлял концептуальные идеи, заложенные в каждый составляющий его конструкцию механизм и узел. В инженерных конструкциях он искал ключи к тайнам мироздания, уподобляя отдельные части механизма внутренним органам живых организмов [2].

В 1516 г. Леонардо переехал во Францию ко двору короля Франциска I, где 2 мая 1519 г. на 67-м году жизни скончался в окружении учеников и своих шедевров. На надгробии в замке Кло-Люсэ выбили надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства»^].

Самопрялка в экспозиции музея в Рун данах, Латвия

Модели текстильных артефактов Мастера

«Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину» [2]

Многие исследователи, рассматривая конструкцию самопрялки Леонардо да Винчи, обращают внимание на оригинальность её исполнения, при этом описывая последнее не совсем достоверно. Наряду с этим фактом, встречаются моменты, когда другие артефакты, например машину для плетения канатов называют самопрялкой и так далее.

Говоря об артефактах, созданных для текстильного ремесла, а среди эскизов Мастера можно выделить и такую группу, представляется возможным выделить несколько революционных идей.

1) САМОПРЯЛКА (другое встречающееся название ПЛАСТИНЧАТЫЙ ШПИНДЕЛЬ [41) - в работах встречается часто, наиболее подробно описывается узел формирования и наматывания. Механизмы и конструктивные элементы обычно не рассматриваются [5, 6, 7], но иногда наоборот, основной упор при описании делается на механизмы без рассмотрения процесса формирования пряжи.

2) ДВЩВЕРЕТЁННЫЙ, ТРЁХ-ВЕРЕТЁН НЫЙ, ПЯТНАДЦАТИВЕ-РЕТЁННЫЙ станки для прядения — возможно, что имели место как все варианты, так и какой-то из них в отдельности; подробное описание устройства трёхверетёиного и пятнадца-■щверетённого станков, как и эскизы Мастера, в доступной форме не встречаются. Конструкция двух веретённого станка кратко описана в книге [8], трёхверетённый и пят над цат и веретён

Исайя Боурссе. «Interior with an Old Woman at a Spinning Wheel». 1667. Частная коллекция

ный станки встречаются на интернет-ресурсах, там же можно встретить упоминание СТАНКА ДЛЯ ЧЕСАНИЯ ПРЯЖИ (возможно — ворсования). Анализируя скупые факты и принимая во внимание большое количество неточностей, встречающихся при описании артефактов Мастера, возможно предположить наличие каких-то несовпадений или искажений,

3) МАШИНА ДЛЯ НАМОТКИ БОБИН — в её конструкции просматривается обычная колёсная прялка, в литературе описание данного артефакта не встречается, изображения доступны на электронном ресурсе [41.

4) МАШИНА ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ КАНАТОВ — в литературе может встречаться под названием самопрялка, изображение доступно на электронном ресурсе [4].

Машины из пунктов 2-4 рассматриваться подробно в данной статье не будут, так как их сколько-нибудь достоверное описание не доступно, а переписывание изобретения с упором лишь па догадки чревато серьёзными промахами. Машина из пункта 1 — самопрялка, конструкция которой достаточно чётко восстановлена в книге [9], позволяет провести структурный анализ конструкции и принципа её работы.

Реконструкция самопрялки Мастера

«Наука — капитан, а практика — солдаты» [2]

На рис. 1 представлена самопрялка (проект реконструкции). Перед описанием конструктивных особенностей сделаем два замечания по этому рисунку:

www. tech nio omolode2hi.ru

21