Техника - молодёжи 2010-07, страница 43

Техника - молодёжи 2010-07, страница 43

на языке, близком к болгарскому и сербскому. Вспомним: это ведь была западная окраина владений Галицких князей! Но, начиная с XII в., сюда начали переселяться люди с венгерской территории — и князьки ироде Цепешей, и простой люд. Веками происходил процесс ассимиляции различных народностей, причём дело происходило без крупных кровопролитий и межэтнических конфликтов, И славянская основа языка на этойтерри-тории сохранялась довольно-таки долго. До сих пор на старинных кладбищах Ясс, Сучавы и других городов северо-востока Румынии можно найти надгробные плиты с надписями на старославянском языке, относящиеся к началу XVII в. И даже в начале века XX население Румынии употребляло в разговорной речи до 4045% слов славянского происхождения. Резкая латинизация речи происходила буквально на глазах поколения нашего и наших родителей! Латинские буквы стали вытеснять кириллицу только в середине XVII в., и продолжается процесс до сих пор, и порой это принимает трагикомичную форму. Например, во многих старинных церквях и других архитектурных памятниках при очередном ремонте надписи на церковно-славяне ком языке меняют на латинские буквы, тем самым снижая историческую ценность объектов старины,

Валахия и Московия направляли друг другу дипломатические миссии, большей частью состоявшие из православных с вя щенн иков. Постоянных посольств

друг у друга эти страны не держали, но большая дипломатическая делегация от Ивана Ш, возглавляемая Курицыным, не только долгое время жила в Будапеште и дьяки имели возможность морально поддержать собрата по вере, но и какое-то время проживала в Валахии. В тс годы и московская, и валашская церковь находилась под патронажем Константинопольского патриарха, а в мире существовало лишь три страны с господствующей православной верой: Русь, Молдавия и Валахия. Последние две, конечно, не могли по своей мощи конкурировать с Московией, претендовавшей на титул Третьего Рима, но союзнические настроения в их взаимоотношениях присутствовали, хотя о какой-либо реальной помощи со стороны русских князей говорить не приходится. Во-первых, большие расстояния. Во-вторых, великий князь Иван III сам имел большие проблемы с соседями-татарами на востоке и юге и поляками и литовцами на западе.

Правителей трёх православных стран связывали и родственные узы. Иван III женил своего старшего сына Ивана на Елене — дочери молдавского господаря Стефана Великого, который приходился двоюродным братом Дракуле. Кстати, и насчёт этих родственных связей западные историки клевещут. Как одно из проявлений колдовских чар Дракулы из немецких летописей пошёл гулять по книгам случай о том, как Стефан великий осаждал валашскую крепость Килию

и был поражён вражеской стрелой, и как потом эта рана в течение сорока лег не могла зажить. Но из валашских и молдавских летописей следует: Килией в середине XV в. владели...турки! Подобных неточностей в западных летописях много, и все ошибаются, естественно, ire в пользу Дракулы.

Дьяк Курицын свидетельствует: Влад долгие годы пребывал в темнице и стойко держался православной веры, хотя Матиаш постоянно уговаривал его принять католичество, суля свободу, возвращение валашского трона и руку своей кузины. И потому русский летописец освобождение Дракулы связывает с тем, что он всё-таки «отпаде от православия, отступи от истины и приат латынь-ску прелесть» (принял католичество). По последние исследования доказали, что Влад не изменил православию. А милость Матиаша объясняется обыденной причиной: король Венгрии, получая от римского папы финансовую помощь на войну с неверными, злоупотреблял «нецелевым использованием». И он решил освободить ярого борца с исламом, чтобы его руками жар загребать. Дракула вёл переписку и с самим папой — не дипломатическую, а светскую, личную. Глава католической церкви в посланиях выражгьт Дракуле поддержку моральную — обещал молиться за него, но не более. Ссылаясь на большие трудности, папа жаловался, что не в силах помочь Валахии не только живой силой, оружием, финансами, но даже написать буллу — призыв к католическим монархам на борьбу с мусульманами.

Погиб Дракула спустя год после освобождения, 2 января 1477 г. в 46-летием возрасте. Стал жертвой своего же маскарада: на исходе битвы, в которой была одержана очередная победа над войском султана, Влада, переодетого в турецкое платье, окружили его же воины и пронзили множеством копий.

Последние годы Влада были омрачены приступами базедовой болезни, которая в средние века была распространена среди жителей предгорий Альп и Карпат. Длительное пребывание в темнице эту болезнь усугубило. На фавюрах, изображающих Дракулу в последний год жизни, заметны характерные выпученные

Карта Румынии с указанием мест и дат —

где и когда он жил. Опровергаются сюжеты писак, что Влад жил в горных замках

www.technicarnolodezN.ru

41