Техника - молодёжи 2010-07, страница 45

Техника - молодёжи 2010-07, страница 45

ВТОРОЙ КУЛИБИН

Имя изобретателя Павла Зарубина сегодня почти никому неизвестно. А ведь при его жизни старинный приятель Льва Толстого, историк и математик, князь С.С.Урусов писал: «Народ, который произвёл на свет такого механика, как П.А.Зарубин, не нуждается в чужих изобретениях».

ТАИНСТВЕННЫЙ ЗОВ

Родина Павла Алексеевича Зарубина — посад Пучеж, Юрьевского уезда, Костромской губернии. Здесь он и появился на свет 10 мая (старого стиля) 1816 г. Читать и писать он научился самостоятельно, «Развитию моему, — вспоминал изобретатель, — не содействовал никто, кроме родною моего дяди — приходского дьячка, который выучил меня арифметике». С любовью занимался Зарубин «различными исчислениями», смутно чувствуя, что есть что-то значительно большее, чем простая грамотность. Никому об атом сказать он не мог. Вокруг царило невежество, все были заняты мелкими житейскими заботами. Мечты о «науках» показались бы странной блажью, если не больше.

В 1830 г. отец семейства, Алексей Яковлевич Зарубин, в расцвете сит умер от холеры, свирепствовавшей тогда в низовьях Волги. Пришлось 16-летнему Павлуше идти по стопам отца, заняться судовым промыслом на Волге. С началом весны повёл он расшиву с товаром и крепко засел, наткнувшись на мель. В результате не только лишился судна, но и потерпел убыток в две тысячи рублей.

Вторая попытка тоже кончилась неудачей. Стало ясно, что судовой промысел совсем не его дело. Да и не лежала к нему душа у молодого Зарубина. Науки по-прежнему влекли его к себе с неудержимой силой. С великой жадностью он

изучал математику, физику, астрономию. И даже сам придумал что-то вроде дифференциального исчисления.

Потерпев неудачу в судовом промысле, Зарубин стал мебельщиком. В этом деле он также был самоучкой, Но быстро познал все его тонкости и секреты. Известный литератор и общественный деятель М.И.Семевс.кий писал: «Я сам видел в его пучежском домике разные вещи, сделавшие бы честь лучшему столяру столицы».

В Г/БЕРНСКОЙ ЧЕРТЁЖНОЙ

Однако заказов в этой глуши было мало. Тогда Зарубин открыл в Пучежс часовую мастерскую. Ремонтировал часы, сам изготавливал настенные и столовые замысловатого устройства. В свободное же время продолжал самообразование, да занимался живописью. Одна из его работ, икона Благове г пения Божьей Матери была даже показана на губернской выставке в Костроме и заслужила похвалу.

С детства для Зарубина было «любезным занятием» чертить, рисовать географические карп,г и планы. Топография, геодезия казались ему науками чрезвычайно привлекательными,

В начале сороковых годов вышел указ Правительствующего сената, согласно которому разрешалось принимать на службу по межевой части людей податного состояния (мещан, государствени ы х Крестьян), выдержавших специальный

экзамен. Узнан об этом Hi «Губернских ведомостей», Павел Алексеевич (ему шёл уже 27 год от роду) увидел для себя, наконец, возможность поступить на государственную службу, притом связанную с любимой наукой. Он легко выдержал экзамен на землемера и вскоре был определён в Костромскую губернекую чертёжную.

Много лет спустя Зарубин писал: «На службу я поступил по собственному душевному желанию служить и быть полезным Межевому корпусу». По наивности он ожидал встретить там людей образованных, знающих и любящих свою профессию. Однако надежды его разлетелись в прах, когда он своими глазами увидел реальное положение вещей. Как Павел Алексеевич писал потом, землемерное дело в нашем отечестве всё ещё находилось на уровне времён Екатерины II.

СТРАННЫЙ ЗЕМЛЕМЕР

«Исчисления» планов, то есть определение площади земельных участков, производилось «вручную», непосредственными вычислениями («нередко затмевающими соображение», по выражению Зарубина). Эта сбивчивая, трудная работа не только отнимала много времени, но и приводила к ошибкам, избежать которых было почти невозможно. Вот почему своё внимание Зарубин направил, прежде всего, на изобретение инструментов, облегчающих труд землемеров. Один за другим появляются созданные им остроумные приспособления и приборы, столь необходимые в межевом деле.

Начальство смотрело на изобретательство чертежника как на вздор и легкомыслие. Ему было сделано строгое внушение, чтобы он прекратил «свои затейливые занятия, вредные и нетерпимые для службы».

Круговой планиметр П. А. Зарубина

П.А.Зарубин в 1862 году

www. fee hnicQmolode2hi.ru

43