Техника - молодёжи 2010-07, страница 46

Техника - молодёжи 2010-07, страница 46

От Зарубина с радостью избавились, переведя его в Москву, в Московский межевой корпус. К тому времени Павел Алексеевич дослужился до «чина» уездного землемера. Изобретать он, разумеется, не перестал, но примирился с мыслью, что на беду почти любого творца нужда и препятствия «наиболее всего встречаются r деле общеполезном». Он готов был работать, не щадя себя, «для пользы общей». На свои изобретения не брал привилегий (патентов), чтобы каждый мог безвозмездно ими воспользоваться.

Но близился светлый час признания и для него. Пришла ему в голову счастливая мысль послать свои изобретения в Петербург, в Академию наук, в расчёте, что они попадут на Демидовский конкурс.

ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА

Известный уральский горнозаводчик Павел Демидов с 1831 г. начал жертвовать в Петербургскую Академию наук по 20 тысяч рублей ежегодно на премий «за лучшие по разным частям сочинения в России». На конкурс отбирались «творения самостоятельные, запечатлёш гые истинною любовью к науке». Действительно, в числе награждённых были труды таких выдающихся учёных, как изобретатель гальванопластики Б.С.Якоби, мореплаватель И.Ф.Крузенштерн, металлург Ш 1-Аносов и многие другие.

8 конце мая 1854 г. состоялось 23-е присуждение Демидовских наград Рассматривалось 14 работ, и среди них «об инструментах, относящихся для межевания, изобретённых Зарубиным».

Генерал-адъютант А.А.Зеленой

Павел Алексеевич представил в Академию сразу шесть оригинальных инструментов. Рассматривала их комиссия в составе четырёх академиков: математиков П.Л, Чебышёва и В.М, Бу-няковского, астронома В.Я. Струве и физика B.C. Якоби, Изобретатель был вызван в 11егербург и сам объяснял ученым устройство и действие своих инструментов.

Особенной похвалы заслужил его планиметр, Достаточно было обвести остриём указателя периметр плана, и стрелки на циферблате показывали величину площади измеренного участка в десятинах и квадратных саженях,

«Принимая во внимание столь успешные труды и действительные заслуги г. Зарубина по практическому землемерию, — подытожили академики, — рецензенты считают долгом своим, по строгой справедливости, ходатайствовать о поощрении изобретений его Демидовскою наградою».

СНОВА В ПУЧЕЖЕ

Два года спустя, на 25-м, юбилейном, конкурсе Зарубин снова был отмечен Демидовской наградой за новый межевой инструмент, так называемый, пла-пим етр-сам о кат, позволяющий измерять площади планов неограниченной длины.

Зарубин давно уже собирался уйти в отставку. Слишком натерпелся он несправедливости на казённой службе. Изобретения его, столь полезные и нужные, не находили применения. Газета того времени писала; «Пятнадцать лет провёл он в борьбе с невежеством, завистью, казнокрадством и презрением к науке. Он изнемог в этой борьбе».

В 1858 г. Павлу Алексеевичу удалось выйти в отставку. Прослужив в Москве пять лет, он уехал назад в Пучеж и поселился с женой и детьми (пятью дочерьми и двумя сыновьями) в маленьком деревянном домишке, каких было много в его родном посаде. Он стал частным землемером, поступив па службу к помещице E.II. Волковой.

Здесь, вдали от моря, он вдруг обратился к морским изобретениям. Он создаёт удобный прибор для измерения скорости судна, придумывает «лёгкий способ» измерения глубины моря « на весьма глубоких местах», а также — метод определения с корабля расстояний до недоступных объектов. Наконец,

Один из павильонов Всемирной промышленной выставки 18В7 г. в Париже

изобретает механизм, с помощью которого путь судна «сам собою» наносился на карту «в должном масштабе» и указывалось пройденное расстояние. Затем неожиданно заинтересовался проблемами сельского хозяйства и разработал одну из первых в России жатвенную машину, « жатвенную тележку».

НА БЕРЕГАХ НЕВЫ

А наряду с изобретательством, в нём всё яснее проступает талантливый публицист. Некоторые его очерки, опубликованные в разных журналах, о сбережении природы, о характере русского человека до сих пор не потеряли своего значения. У него начинают завязываться связи с петербургскими литераторами. Он переписывается с А.А.Краевским, издателем журнала «Отечественные записки». Последний приглашает Зарубина сотрудничать в своей новой газете «Голос». Зарубин начал работать в Пучеже и над автобиографическим романом.

Павлу Алексеевичу казапось, что с государственной службой покончено навсегда, что жить ему в провинции до конца дней своих, но произошло иначе. В 1862 г. министром государственных имуществ был назначен А.А.Зеленой, будущий генерал, служивший в начале 50-х гг. в Москве помощником управляющего Межевым корпусом. Он вспомнил о Зарубине и предложил ему занять должность помощника начальника Сельскохозяйственного музея в Петербурге. Так на 47-м году жизни Зарубин неожиданно стал жителем столицы.

Музей (позже ему-был присвоен статус «Императорского») находился в центре Петербурга, напротив Эрмитажа, в манеже Зимнего дворца.

Вскоре Зарубина уже хорошо знали те, кто был связан с сельским хозяйством, Павел Алексеевич становится членом Императорского Вольного экономичес

44