Техника - молодёжи 2010-07, страница 53рел архивы фотп и видеоматериалов: снимки из мастерской Фудзивары, запечатлевшие сцены ковки. Как немногочисленны, но как значимы, каждый на своём месте, участники этого действа!.. Ученик раздувал мехами желтый огонь в горне, подмастерья подставляли металл к обжигающему пламени, а мастер, с инструментом наперевес, встречал пунцовую от жара заготовку у наковальни. Гораздо больше, чем мизансцена «ковка мечей в японской кузнице» меня поразил интерьер кузницы и её убранство. А ещё — белые одежды кузнецов и вдохновенные выражения их лиц. ВОИНОВ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ ...Мне хорошо знаком интерьер русской кузницы. Мрачноватый полумрак, в котором прячутся тёмные углы. Закопчённые стены, гарь в воздухе и обрубки железа под ногами. Потные, выпачканные в саже лица мастеровых, на мокрые майки которых надеты негнущиеся, давно потерявшие цвет и фактуру, кожаные или брезентовые фартуки. — Мастер Фудзивара, — спрашиваю я, — как же вам удаётся отковывать железо, чтобы и стены кузницы, и сам горн, исторгающий почему-то золотое, без дыма и копоти пламя, — всё сияло хирургической белизной? А мастер и ученики, одетые, точно ангелы, в белоснежные кимоно с широкими рукавами, двигаются так, как будто они лицедеи из театра Кобуки?.. — Для японца меч — это не просто кусок железа, это святыня. Чтобы прикоснуться к катане, нужно чтобы и вокруг все было чистым. — Таким голосом, как Фудзивара-сан отвечает мне, наверное, произносят мантру. — Но ведь белые одежды так легко запачкать! Почему же вами избран именно белый цвет? — допытываюсь я. Не нами избран. Это старая традиция... Такой была одежда древних воинов со времён Муромати, — веско говорит мастер. Одеяние у мастеров было свободного кроя, с длинными, как у кинто, рукавами. Кузнецы работают с открыт ым огнём и горячим металлом, без нерчаток! Никакой механизации, всё вручную. Ничто не должно разделять кузнеца и его создание — клинок. Династии японских кузнецов зарождались в эпоху средневековья. Спрос на их работу — двуручные однолезвийные слабоизогнутые мечи со съёмной гардой и рукоятью, оплетённой шнуром, был, как никогда, высок. Одни кланы исчезали в горниле времени, а вот другим удавалось сохранить, передавая от отца к сыну, родовую традицию на протяжении многих веков. — Кто же был первым, прославившим кузнечную вашу династию? ЛИНИЯ ЗАКАЛКИ — Фудзивара Канэфуса — он и был Первый. Это у пего на стыке каленой и мягкой зон получилась, издавна столь Фудзивара Канефуса XXV. Все готово к ковке у гарна Фудзивара Канефуса XXV у себя дома. Здесь идёт «тонкая» подгонка авторских элементов отделки косираэ {оправа меча) к клинку. Это не что иное, как таинство превращения ювелирного изделия в боевое оружие ценимая знатоками, особая граница закалки на клинке (хамон), названная его же именем: «Фудзивара тедзи», или «клевер Фудзивара». Этот растительный и, в то же время, динамичный www. technicomolodezbi-ru |