Техника - молодёжи 2010-07, страница 55Фотография на память. Сэнсэй Фудзивара просит передать читателям журнала наилучшие пожелания в клинок не только своё мастерство, умение, талант, они оставляют в катанс частичку своей души и даже своей судьбы или, говоря по-восточному, кармы. - Вы сказали: «особом темпе». Сколько времени затрачено на изготовление одной единицы оружия в среднем? — Не важно, сколько ушло времени на хорошую работу. У хорошей работы есть настроение, есть темп, и она идёт быстро! Я моту, не глядя на наковальню, только на слух определить, как споро идут дела в мастерской. Знаете, как по-разному может звучать под молотом металл? А знаете, о чём это говорит? Если вот так (стучит по столу): топ-тинн-канн... — значит, что-то не ладится! А вот когда я слышу такой перестук: топ-тинн-тоин! — значит, темп и удар правильные. В заключительном ударе молот обязательно должен выдавать звонкое «тонн», а ни в коем случае не расквашенное «канн»! В пашей работе важны не линейки и градусники. Важен прямой разговор с материалом и огнём. Огонь — он многое может рассказать о металле. Рассказать, а при необходимости и подсказать мастеру. Огонь — Бог мастера. И Друг его. Он подсказывает цветом. Цвет огня красен — рано начинать. Жёлтое пламя — сигнал мастеру готовиться! Золотой огонь — время ковать, — Приступая к работе, на что ещё вы обращаете внимание в первую очередь? Очень важно выбрать правильное место для кузницы. По-японски это звучит так: место Додзс! Сюда мастер и ученики приходят каждый день. Здесь с утра до вечера шумит горн, и стучат молоты. I (адо, чтобы и результате тяжелой и, в общем-то, монотонной работы, в конечном итоге родилось вдохновенное произведение искусства и технологий. Знаете, когда это случается? Когда место намолено работой. Работой поколений. Меч готов. Собрана фути — овальная тонкостенная металлическая муфта в устье рукояти, касира — овальное чашкообразное навершис рукояти, другие авторские элементы... Как проверить боевые качества уникального произведения искусства и технологий? - Я хочу ещё раз подчеркнуть. Японский меч создан не как оружие борьбы. Это, в первую очередь, оружие защиты. Он стал одним из самых совершенных в мире видов клинкового оружия, потому что проверен столетиями практического фехтования. — Япония — признанный законодатель мод в области высоких технологий. Сказывается ли это на современной технике изготовления меча? Конкретно: какие достижения хайтека находят применение у нынешних мастеров катаны? — Боюсь, что я вас разочарую: нет, никакие. Не находят. Я не знаю таких примеров. Новшества, отступления от канона и традиции противопоказаны нашему древнему ремеслу. Здесь в ходу другие критерии. — Интересно, какие же? — Скажем, выверенные технологии работы с металлом. С точки зрения кузнеца-оружейника, технологическая нродвинутость нации не в последнюю очередь определяется достижениями в области обработки металлов. Японцы освоили работу с металлом тысячу лет назад, примерно столько же лет и японскому мечу. Древняя культура работы с железом — вот подлинный символ развития страны. — С катаной в бой не идут. Хотя битвы самураев без мечей, как правило, не обходятся. Глубинный смысл в том, что это оружие предназначено, прежде всего, для защиты. А не нападения. Катана, в первую очередь, почитается как произведение искусства, как символ силы, защиты, оберег, а не оружие для агрессии. Однако защита предполагает и ведение боя. Разумеется, современными мечами — произведениями искусства — ничего не рубят (или делают это крайне редко по вышеназванным причинам), оберегая дорогие (в прямом и переносном смысле) мечи. — И последний вопрос, Фудзивара-сан. Как обстоят дела у вас с преемственностью поколений? Есть ли у вас на примете, кто продлит в будущее линию «Фудзивара тендзи»? — Мой сын, Фудзивара XXVI. Его последняя работа получила Международную премию и только что была куплена коллекционером... — Из России? — Да, У вас любят и ценят японское оружие. Поэтому я планирую снять фильм, своего рода мастер-класс по изготовлению катаны. Его презентацию, совместно с «Каеуми Групп», проведём на осенней выставке в «Гостинном /[воре». Туда мы и приглашаем всех любителей авторского холодного оружия. — Спасибо за интервью и до встречи на мастер-классе, Фудзивара-сан! В Александр ПЕРЕВОЗЧИКОВ Полный текст публикуется в журнале «Оружие.» и на сайте www.arms-magazin.ru wmvj. technicomolodezhiru |