Техника - молодёжи 2011-01, страница 67многоточие называлось знаком пресекательным. Восклицательный знак появился в Западной Европе в XVI в. и к нам пришёл под названием удивительный знак, знак удивления. Скобки впервые появились в «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого в 1619 г, и назывались поначалу вмест-ным знаком. Парадоксальная история произошла с дефисом: в русской грамматике он считался единительным знаком, а в немецкой — разделительным. Кроме десяти укоренившихся общепринятых знаков препинания (точка, запятая, тире, восклицательный, вопросительный, многоточие, скобка, кавычка, двоеточие и точка с запятой), есть, оказывается, знаки препинания, не воспринимаемые нами как таковые. Это звёздочки, абзац и параграф, называемый в старинных грамматиках статейными знаками. Работая в отделе писем городской газеты, Пасько просматривала и прочитывала до сотни читательских писем в день. И это помогло ей сделать удивительноеоткрытие:попун-клуации можно узнать много важного о пишущем. Военные, например, никогда не употребляют скобок и многоточий. Жёлчные, завистливые, трусливые и ущербные люди любят ставить кавычки, а ябедники и доносчики — скобки. «Даже если пишущий никогда не ставит на письме каких-то знаков препинания, это о нём тоже поведает, притом намного больше, чем он сам того хочет», — пишет Пасько. Недаром, по её мнению, «знаки препинания нужно выбирать как невест}'»! Кстати, понимающие люди так и делали: у многих писателей были свои любимые знаки препинания. У Лермонтова — многоточие, у Тургенева — точка с запятой, у Горького — тире, у Маяковского — восклицательный знак, у Бабеля — точ ка! Наиболее показательным, положительно характеризующим писателя знаком препинания Пасько считает двоеточие. «Если насчитаете на странице несколько двоеточий, — пишет она, — не поленитесь, прочтите: автор, который употребляет этот знак, — неглупый собеседник». Прочитав «Роман со знаками препинания», начинаешь понимать: за каждым из них стоит целая философия. — Точка бессмертна. Она может умереть только вместе с. последним на свете грамотным человеком. — Если люди перестанут восклицать, то мир прокиснет от скуки. — Но если человечество перестанет задавать вопросы — мир погибнет. Необходимое уточнение КУХАРКИ УПРАВЛЯЛИ ЛУЧШЕ АКАДЕМИКОВ! ipfejt Уж сколько иронизировали наши публицисты и обозреватели по поводу ленинских слов о кухарках, управляющих государством. А ведь Владимир Ильич писал как раз о том, что кухарки и чернорабочие НЕ могут управлять государ-ством. Он прямо писал: «Мы не питаем иллюзий, будто любая кухарка, любой чернорабочий тотчас же возьмутся за дело управления государством». Но, говорил Ленин, их можно и нужно научить, нужно создать такие условия, при которых они смогли бы это делать. И что же? Обученные Советской властью кухарки и чернорабочие за двадцать лет превратили отсталую Россию во вторую мировую державу, показав, что они неплохо сумели управлять государством! А наши высокообразованные экономисты, юристы и финансисты 1990-х? Промотали достижения Советской власти, ввергли великую страну в двадцатилетний уже ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД, конца которому не видать, так и не построив вожделенного капиталистического общества. Вот и получается, что ку-харки-то управляли страной лучше, чем профессора и академики! Как тут не вспомнить Менделеева, который ещё в 1902 г. критиковал людей, доказывавших, что народных представителей надо избирать из числа учёных, которым научная подготовка даёт широту воззрений, необходимую для обсуждения государственных дел. Дмитрий Иванович считал, что выбор народных представителей из числа учёных ничем не лучше, чем выбор их из числа землевладельцев или капиталистов (от себя добавим: или кухарок и чернорабочих). «Потому собственно, — писал он, — что дело государства я считаю не только теоретическим, но и чисто практическим, в котором нужна своя особая подготовка, и правильное движение вперёд для меня мыслимо не по решению большинства, составленного из лиц какого бы то ни было рода, а лишь под влиянием передовых единичных людей, выбор которых при всяком образе правления останется в некотором отношении случайным». Иван ПРЯДИЛЬЩИКОВ Неизвестное об известном МУЗЕЙ УЖАСОВ ОНОРЕ ФРАГОНАРА У знаменитого французского художника XVIII в. Жана-Оноре Фрагонара был двоюродный брат тоже Оноре Фрагонар — известный хирург, фанатически увлекавшийся анатомией, препарированием и бальзамированием трупов. Преподавая в ветеринарной школе недалеко от Парижа, он интенсивно работал в анатомическом театре, препарируя по два трупа в неделю и разрабатывая всевозможные фиксирующие растворы, смолы и бальзамы. Все эти специфические знания для Фрагонара были средством удовлетворения его извращённых художественных наклонностей. Он постепенно создавал при школе некое подобие музея восковых фигур, но вместо кукол в фрагонаровском музее были выставлены в соответствующих позах забальзамированные трупы людей и животных. Эти причудливые адские композиции оказывали странное действие на зрителей. Содрогаясь и негодуя люди со всех концов Франции как бы против своей воли тянулись в фра-гонаровский музей ужасов. Его отталкивающее и одновременно притягательное искусство обрастало легендами; говорили, будто среди экспонатов музея было и тело его невесты, которая умерла от горя, когда родители запретили её брак с Фрагонаром. Конечно же, это легенда, но правда то, что музей Фрагонара, открытый в 1766 г. существует до наших дней и продолжает своей необычностью привлекать посетителей. Евгений БАРИНОВ |