Техника - молодёжи 2011-02, страница 45ской фразы: IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM - «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»). Считается, что именно св. равноапостольная Елена заложила первую церковь Гроба Господня. В состав храмового комплекса также вошли предполагаемое местонахождение Голгофы и место обретения Животворящего Креста. Величественный ансамбль Иерусалимского храма Воскресения Христова (каноническое название комплекса) строили около десяти лет и освятили 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран. В храм потянулись паломники... Храмовый комплекс просуществовал в первозданном виде без малого три столетия. За это время разделилась Римская империя, пал первый Рим и возвысился второй - Константинополь. В 602 г. в Византии произошёл переворот: взбунтовались войска за Дунаем; император Маврикий, реформатор армии, выдающийся полководец и политик, был свергнут и убит мятежниками; трон занял их ставленник Фока, бывший сотник, провозглашённый главнокомандующим. Персидский шахиншах Хосров II Парвиз, обретший власть при помощи Маврикия ценой территориальных уступок Византии, получил легитимный предлог для разрыва мира с империей: месть за своего покровителя. Началась многолетняя война, успешная для персов. В 610 г. бездарный и жестокий правитель Фока был низложен и казнён; новый василевс Ираклий дважды предлагал Хосрову мир - и дважды получил отказ. Персы наступали, захватывали имперские владения; наконец в 614 г. взяли Иерусалим. Жителей частью перебили, частью обратили в рабство. Животворящий Крест отослали шахиншаху, город предали огню. Сооружения храма при этом сильно пострадали, но вскоре были восстановлены. После свержения и убийства Хосрова в 628 г. захваченные им у Византии земли вновь отошли к империи; вернулся на прежнее место и Крест Господень. В те же самые годы уроженец Мекки Мохаммед утверждал в Аравии новое вероучение... Ко времени смерти пророка в 632 г. ислам распространился почти на весь Аравийский полуостров. Созданный Мохаммедом и наследниками его власти Арабский халифат начал наступательную борьбу с Византией и Персией. В 637 г. халиф Омар привёл армию под стены Иерусалима. Дабы избежать резни и разора, подобны х тому, что прежде учинили персы, иерусалимский патриарх Софроний приказал сдать город. Благодаря этому, храм Гроба Господня и другие святыни Иерусалима уцелели. Договор, заключённый Омаром и Соф-ронием, неоднократно подтверждался их преемниками. Христианские и мусульманские общины относительно мирно сосуществовали в Палестине около четырёх столетий, пережив распад единого халифата и смену нескольких египетских династий, власть которых распространялась на Святую Землю. Но в начале XI в. египетский халиф Аль-Хаким из династии Фати-мидов, проводя реформы, столкнулся с недовольством рядовых налогоплательщиков-мусульман и перевёл его на иноверцев. Гонения на христиан вылились в жестокие расправы. Земли христианских монастырей были конфискованы, многие церкви разорены. Пострадал и храм Воскресения Христова. По одним источникам, его разрушили полностью; по другим сведен иям, в руины была обращена одна из красивейших построек храмового комплекса -Великая церковь, сложенная в форме базилики. После таинственного исчезновения Аль-Хакима в 1021 г. его сын и преемник Захир прекратил преследование христиан и позволил византийским властям, в обмен на открытие мечети в Константинополе, провести восстановительные работы в Иерусалиме. Но прежнего великолепия храмовый ансамбль не достиг. Очередные горестные известия пришли в Европу в 1071 г. Турки-сельджуки разбили при Манцикерте византийскую армию, возглавлявший её император Роман IV Дно! ен попал в плен. За короткий промежуток времени империя утратила почти все свои владения в Малой Азии. У Фатимидского халифата, государства арабов-шиитов, враждебные им сунниты-сельджуки отвоевали Сирию и Палестину. Новая власть обложила христиан Иерусалима непомерными податями, ограничила их права, ужесточила контроль над христианскими святынями, творила беззакония в отношении паломников. Вооружённые пилигримы Притеснители христиан на Святой Земле были слишком сильны, чтобы противостоять им могло одно государство. Авторитетом, достаточным для сплочения разноплемённого европейского воинства, обладала церковь. Но имела ли она моральное право, вопреки библейскому «не убий», призывать прихожан к вооружённому насилию? Еще в IV в. на этот вопрос ответил Августин Блаженный - своим учением о праведных и неправедных войнах. Праведная война преследует справедливые цели, объявляется и ведётся законным правителем, участие в ней рассматривается Константин Великий (272-337), римский император (с 306 г, Августин Блаженный (354-430), христианский теолог и философ как акт правосудия, вершители которого обретают вечное спасение. В конце XI в. появилось новое понятие: «священная война». Цель её - распространение и защита христианства, объявляет и ведёт такую войну духовный лидер христианского мира. Автор концепции - папа 43 |