Техника - молодёжи 2011-03, страница 47

Техника - молодёжи 2011-03, страница 47

его производные. И только единожды упоминается конфессиональная принадлежность противника, причем не в начале повествования, что было бы логично, а ближе к его концу, при экспрессивном описании контратаки бе-лоозёрцев: «...а наши погнаша секуще поганыя Бохмиты»22.

В этих словах, вопреки мнению тех, кто усматривает в них обидный смысл, нет ничего оценочного. «Бохмиты» -значит магометяне (от имени пророка Мохаммеда, неточно записанного древнерусскими книжниками как Бохмит), а «погаными» (от лат. paganus - «сельский, провгтнциатьный») на крещёной Руси называли не только язычников, но и всех иноверцев, и это слово было стилистически нейтрально. Летописец как бы спохватился, что чуть не забыл отдать дань православной книжной традиции...

В том, что процитированный фрагмент предложения - не более чем фигура речи, убеждает и подчёркнуто поэтическое строение фразы, пронизанной внутренними созвучиями: «наши» -«погнаша» - «поганыя». Вспомним знаменитое: «Съ зарания въ пятокъ потоп-

ПРИМЕЧАНИЯ

таша поганыя плъкы половецкыя...»23. Налицо совпадение грамматических структур и сходство художественных приёмов. Владимирский летописец, вероятно, знал «Слово о полку И го реве»21 и мог воспользоваться стилистической находкой его автора.

...Когда военную экспедицию, затеянную по причинам отнюдь не духовного порядка, называют крестовым походом лишь потому, что в ней участвовали представители христианской цивилизации, а их противники принадлежали к исламскому миру, - это не речевая вольность, не публицистический изыск, но прямая подмена понятий. Небезобидная - как всякое искажение реальности. В общественном сознании сложился далеко не ангельский образ воина-крестоносца, и столь нехитрым приёмом стереотипы восприятия этого образа переносятся на русских ратников.

Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо - современники Фридриха Барбароссы и Ричарда Львиное Сердце. Будучи политиками и полководцами, властители Северо-Восточной Руси тоже не всегда выступают

в белых ангельских одеждах - чаще мы их видим в боевых доспехах. И кресты на русских воителях, безусловно, есть -но только нательные. Приписывать же им идеологию вождей крестового движения неправомерно. Никаких

Фридрих I Барбаросса (1122-1190), король Германии (с 1152 г.), император Священной Римской империи (е 1155 .)

/. ПСРЛ. TI. Лаврснтьсвская летопись. М._, 1997. Стб. 385, 422.

2. См.: История предпринимательства в России: в 2 кн. Кн. 1 От средневековья до середины XIX века / Отв. ред. А. В. Семенова. М., 2000. С. 12-44.

3. Измайлов И. Л. 1183 год: Крестовый поход на Волге // Родина. 2000, № 3. С. 38-43.

4. Цевца, Исады - таких названий на картах нет. По одной из версий, летописная Цевца - это р. Бездна, левый приток Волги (Кучкин В. О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских булгар в XII первой трети XIII в. //Историческая география России, XII - начало XX в. М., 1975. С. 43).

5 1СРЛ. I. Стб. 389.

6. ПСРЛ. Т. I. Ст> 389-390.

7. ПСРЛ. Т. II. Ипатьевская летопись. М., 2001. Стб. 625.

8. ПСРЛ. Т. VII. Летопись по Воскресенскому списку. М., 2001. С. 38.

9. ПСРЛ. VII. С 97.

10. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 138-139.

11. ПСРЛ. Т. I. Стб. 390.

12. ПСРЛ. 1 П. Стб. 626.

13. Карамзин Н. М. История государства Российского в i2 томах. Т. II-III. М., 1991. С. 389.

14. ПСРЛ. Т. VII. С. 97.

15. ПСРЛ. : II. Стб. 619. .

16. См.: Люттвак Э. И. Стратегия Византийской империи /Пер. с анг. М., 2010. С 3 586.

17. Измайлов И. Л. Защитники «Стены Искандера». Казань, 2008. С. 150.

18. ПСРЛ. I. Стб. 390.

19. PryorJ. II, Jeffreys Е. М. The Age of the APOMQN. The Byzantine Navy ca 500-1204. Brill Academic Publishers, 2006. P. 423.

20. Codice diplomatics della Republica Genova. Roma, 1939, v. 3, act. 50, p. 112 (цит. no: Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XVвека. Владикавказ, 2.002).

21. Татищев В. И. История Российская с самых древнейших времен. Кн. 3. М., 1774. 165.

2. ПСРЛ. Т. I. Стб 390.

23. Слово о полку Игореве. М.;Л., 1950. С. 13.

24. Традиционная датировка «Слова» - 1187 г. (А. А. Горский окончательную версию произведения относит к осени '88 , Вторую редакцию «Владимирского свода», в которую вошёл рассказ о походе Всеволода, принято датировать не ранее 1189 г.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199), корог, Англии (с 1189 г.)

религиозных целей русские походы в Булгарию не преследовали, никаких захватов её территории организаторы этих походов не планировали. Имели место военно-торговые предприятия. Военные - потому что для стабилизации обстановки требовалось проявить силу. Торговые - потому что одной из главных задач было возобновление беспрепятственного провоза товаров. И среди них не в последнюю очередь -тонкой льняной пряжи, полотна и платья, которое с равной охотой носили и христиане, и мусульмане... Ш

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

www.technicamolodezhi. ru

45