Техника - молодёжи 2011-03, страница 54

Техника - молодёжи 2011-03, страница 54

Реликвии науки и техники

1201) №03 ТМ

конструкции. Запас горючего и воды рассчитывался на полёт в течение пяти часов со скоростью не менее 100 км/ч.

До рабочего проектирования РАМПа дело, к сожалению, не дошло.

Модель махолёта петербургского изобретателя

С «Икаром-1» Топтыгин выполнил не менее сотни пробежек. И однажды почувствовал, что мускулолёт на короткое время оторвался от земли. «У меня огромный лётный опыт, — рассказывал Слав Александрович, — но лишь взлетев на машущих крыльях, я узнал, что такое полёт».

Спустя четыре года, в Иркутске, Топтыгин построил махолёт «Икар-2». Крылья его имели машущие консоли, вроде больших маховых перьев птиц. Когда в 1972 г. изобретатель оказался в Подмосковье, появился мускулолёт «Икар-3». А в 1974 г. я получил письмо из города Ахтубинс-ка Астраханской области. Слав Александрович писал: «Высылаю Вам негатив снимка «Икара-3». Скоро будет готов и махолёт «Икар-4» с мотором. Фото его я тоже вышлю».

Но почему-то фотография так и не пришла, и я до сих пор не знаю, удалось ли этому неутомимому изобретателю построить его моторный махолёт.

ЧТО ТАКОЕ «РАМН»

В 1961 г было выдано изобретательское свидетельство №136628 на механизм привода машущих крыльев. Авторов изобретения — трое: В.С.Аветисов, М.И.Лобанов и М.А.Пятницкий. С одним из них, инженером Ваганом Сергеевичем Аве-тисовым, мне удалось познакомиться и даже побывать у него в Москве, на Ново-Басманной улице.

[.Н.Пушкина

Он был уже не молод, но по-кавказски горяч В махолёты, в их блестящее будущее верил безмерно. Ваган Сергеевич поставил на стол макет механизма для управления крыльями махолёта — своё изобретение и продемонстрировал его в действии. Механизм — сложный, хитроумный. Одной ручкой, как у самолёта, можно было легко управлять всеми движениями машущих крыльев.

Потом на стол легли фотографии. В 1961 г. Аветисов и его единомышленники создали большую, размахом два метра и весом около трёх килограммов, модель махолёта А-2, привод которой работал на сжатом воздуха. Запаса его хватало, чтобы модель, набрав высоту, пролетала метров 250 — 300. Эти опыты доказали, что пневматический двигатель особенно пригоден для аппаратов с машущим крылом.

В это же время Аветисов работал над индивидуальным махолётом РАМП-1, то есть «Ранцевым аппаратов машущего полёта». Ваган Сергеевич развернул на столе большой лист ватмана с рисунком окрылённого человека. Одно крыло человек подогнул, другое широко расправил. Сзади торчал «птичий» хвост. На спине — размещался блок с двигателем. Это был РАМП.

На нём планировалось применить паровой двигатель, конечно, специальной, максимально облегчённой

ЗНАМЕНИТАЯ ФАМИЛИЯ

Имя и фамилия ещё одного ма-холётчика — знаменитые: Александр Пушкин. Он живёт и работает в Петербурге. Характер у него — волевой, напористый. Для изобретателя качества — важные. О небе начал мечтать ещё в детстве. Уже тогда любил наблюдать за полётом птиц. Когда же стал летать на дельтаплане, спиной ощутил, что машущим крыльям совершенно не подходит жёсткий алгоритм махания, что нет и быть не может даже двух идентичных взмахов.

Так в голове современного Александра Пушкина родилась идея, которая, как он убеждён, позволит, наконец, разрешить многовековую проблему. Идея же состоит в том, что машущий полёт человека возможен лишь при адаптивном управлении. Другими словами, для того, чтобы летать на машущих крыльях, надо чувствовать, как ими надо махать, нужно слиться с машиной, крылья её должны стать продолжением рук и мозга пилота.

Одним словом, полёт на машущих крыльях — процесс, отнюдь, не механический. Он сродни большому искусству, которому надо ещё научиться, как учатся координации сложных движений гимнасты или артисты балета. Да ведь и птенцы не сразу начинают летать, и они этому учатся.

Пушкин тоже за пневматический привод. Управление же должно быть выведено на пальцы рук лётчика. Нажимая на кнопки клапанов, он будет по обстановке, по состоянию атмосферы изменять частоту и амплитуду, махания.

Александр Николаевич построил модель с размахом крыльев в три метра. Для полётов она не предназначалась, а лишь для отработки принципов управления. Окончательная же проверка идеи Пушкина может быть осуществлена лишь на большом, пилотируемом махолёте. И рано или поздно он будет создан. 03

Геннадий ЧЕРНЕНКО

52