Техника - молодёжи 2011-07, страница 42

Техника - молодёжи 2011-07, страница 42

ДО СТрЭНИЦЫ ИСТОрИИ ТЕХНИКА - МОЛОДЁЖИ I №93Д I июль 2011

попоной с лёгкой балкой внизу. К ней на тросах подвешивался «станок» с шарниром для двух крыльев и седлом для аэронавта.

Крылья приводились в маховое движение при помощи ног, вдетых в стремена. Устройство аппарата позволяло воздухоплавателю наклонять своё тело и тем самым изменять положение крыльев. Это, по мнению Данилевского, дало бы возможность совершать горизонтальный полёт.

Нашёлся, наконец, и меценат, Андрей Андреевич Пильстрем, швед по национальности, давно переселившийся в Россию, в Харьков. Он владел там литейным заводом и был известен своей благотворительностью. Данилевскому, очевидно, удалось убедить предпринимателя в перспективности своего изобретения.

Летательный аппарат Данилевского строился в Париже, в известной мастерской братьев Лашамбр, занимавшихся изготовлением аэростатов. К осени 1897 г. он был готов и доставлен в Харьков. Он значительно отличался в деталях от описанного в патенте. В знак того, что аппарат — опытный, «зародыш», Данилевский назвал его «Эмбрионом».

Константин Яковлевич сам намеревался испытать свой «летательный снаряд», но оказалось, что подъёмная сила баллона чуть ли на три пуда меньше запланированной. Требовался испытатель весом не более 50 кг.

И такого удалось разыскать — 19-летнего рабочего-механика Петра Косякова, не побоявшегося отправиться в рискованный полёт.

Наскоро устроенный агрегат для получения водорода работал плохо. «Всё висело на волоске», — вспоминал изобретатель. Но баллон всё же удалось наполнить, и 8 октября 1897 г. отважный Пётр Косяков совершил более двух десятков подъёмов на высоту до 80 м. Последний из них заставил немало поволноваться оставшихся на земле.

А случилось вот что: отвязался гайдроп, канат, замедляющий посадку, и аппарат, облегчившись, поднялся на высоту 150 м. Он успел перелететь весь город, пока молодой аэронавт сумел его посадить.

Данилевский был доволен: идея, по его мнению, себя оправдала. «Этот снаряд, — писал он об «Эмбрионе», — был образцом топорности и неуклюжести. Но в воздухе он мне

казался чудным крылатым Пегасом». В следующем, 1898 г. Данилевский собирался продолжить опыты, уже с другими, более совершенными аппаратами.

Два новых «летательных снаряда» также были изготовлены во Франции. Один из них изобретатель назвал «А.Пильстрем» в честь своего мецената. Баллоны их имели более обтекаемую форму и объём — около 150 куб. м.

Испытания начались в июне и продолжались до середины августа. Полёты фотографировались, вёлся также протокол испытаний. Вот, к примеру, запись, сделанная 24 июня: «Утро, 4 часа. Баллон «Пильстрем». Механизм и крылья те же. Сделано около 15 подъёмов. Предельная высота до 40 сажен. Подъёмы легки. Спуск плавный, медленный. По приказу аэронавт удерживался неподвижно на одной высоте, а также несколько раз поворачивался вокруг вертикальной оси».

Полёты были невысокими, не выше сотни метров. Данилевский в целях безопасности ограничивал опыты жёсткими рамками, избегая всякой бравады и неразумного риска. «Я отлично осознавал, — писал он, — что

Различные виды крыльев, испытывавшихся

в полете