Дом 2010-07, страница 44

Дом 2010-07, страница 44

Таким образом, баня (как идея) никак не может быть пережитком прошлого (анахронизмом), а тем более — «досадной» ошибкой человечества, поскольку является одним из равноправных способов купания [1].

Баня требует жары, но может обходиться очень малыми количествами воды, причём не обязательно тёплой. Совершенно ясно, что в глубокой древности (когда появился костёр, но ещё не было посуды для нагрева и транспортировки значительных количеств воды) баня была единственно возможным методом круглогодичного купания проживающих в прохладных краях народов мира. И только потом, по мере разработки способов и аппаратуры для нагрева воды, появились купели, а затем ванны и души, требующие огромного количества воды.

Таким образом, сам технический прогресс обусловил неизбежность перехода от бань к ваннам и душам. Впрочем, если стоимость самой воды с учётом её транспортировки, а также отвода и очистки сточных вод превысит стоимость её нагрева, могут вновь возникнуть экономические предпосылки к массовому возврату к баням.

КЛАССИФИКАЦИЯ БАНЬ ИЛИ ГДЕ И ЧЕМ МЫЛИСЬ

Известны три вида (этапа развития) бань: потовая баня (мытьё собственным потом), паровая баня (мытье горячей росой), классическая русская баня (мытье в шайке, тазу).

Потовая баня — самая древняя. Греясь у жарких костров, древние люди неминуемо потели, чесались, вытирались пучками сена (ветошками) или самой одеждой из шкур животных. Ныне такая баня представляется «баней бомжей», но ранее была распространена и при высоком уровне цивилизации. Так, в Древней Греции и в Древнем Риме люди намазывались оливковым маслом, занимались физическими упражнениями на спортивной площадке (палестре), а затем в жарком помещении (лаконикуме или кальдарии) скребли распаренную под маслом потную кожу лезвиями (стригелями). Впоследствии римляне научились греть воду с помощью подвальной печи и на смену потовой бани пришло мытьё горячей водой в термах (обливание или купание в ванне-бассейне).

Паровая баня также является очень древней и была известна повсюду. В паровой бане на костре (в очаге или печи) нагревали камни (или стены норы-землянки), после чего на раскалённые камни лили воду (а на стены её брызгали). В результате образовывался водяной пар, который конденсировался на теле в виде горячей жгучей росы. Этой росой и мыли кожу, нахлестывая себя веником.

В классической русской бане (ставшей к XV веку в городах коммунальной, а затем распространившейся и на селе) уже были органически объединены и пот, и роса, и тёплая вода в шайке (тазу). Тёплую воду получали, бросая горячие камни в ёмкость (яму, бочку), затем нагревая в металлических баках (чанах) на огне, а потом уже и в замкнутых котлах горячего водопровода.

Тёплая вода с тела стекала непосредственно на пол. Помещение обогревалось воздухонагревателями (в том числе печами), а также паром. В составе же тёплой мытейной банной зоны зачастую предусматривали очень жаркое помещение—парилку.

Наиболее древние бани обустраивали в самых примитивных жилых строениях. В кочевых условиях — в чумах, юртах, шатрах, шалашах; при осёдлом образе жизни — в норах, пещерах, плетёных и обмазанных глиной строениях (хижинах), порой утопленных в землю («длинные дома» викингов).

В Северо-Восточной Европе мылись в землянках и полуземлянках на крутых берегах рек и оврагов. У древних восточных славян землянку называли «лазней», а жаркую землянку с костром — «истопкой». Именно в «истопке» Ольга сожгла послов древлян в отместку за убийство своего мужа князя Игоря в 945 году, а не в бане, как утверждается во многих книгах (термин «баня» ещё не был тогда на Руси «в ходу»).

Отапливаемые кострами финские землянки называли «саунами» (от «savunen»—дымный), то есть «дымлянками». У древних германцев землянки для мытья назывались «басту» (от нем. «badestube», дат. «badestue», норв. «badstue» и др.). В Новгороде в IX веке появились наземные курные мытейные избы, затем широко распространившиеся на Русском Севере и в Сибири.

Так или иначе люди всегда мылись в самых тёплых помещениях (строениях), которые использовали также и для жилья, и для приготовления пищи, и для иных бытовых нужд — стирки одежды, её сушки, копчения мяса и рыбы и пр. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда во Владимиро-Суздальской Руси появились просторные трубные русские печи, то мыться и париться стали именно в них. В XIX веке даже жители Москвы, не говоря уже о населении подмосковных сёл, в основном мылись в домашних (кухонных) печах и специальными банями не пользовались [2]. В Новгородских же землях мылись только в банях и мытья в печах не знали.

СУДЬБА БАНЬ В ЕВРОПЕ (В ТОМ ЧИСЛЕ-В ФИНЛЯНДИИ)

Характерно, что и в землянках, и в мытейных избах, и в печах православные россияне мылись по-банному. В Центральной же католической Европе народы и германского, и славянского происхождения в Средние века стали мыться преимущественно в купелях, расположенных непосредственно в жилых помещениях. Воду же нагревали в чанах или бросая горячие камни в бочки.

Следует заметить, что при мытье по-банному в одном помещении находилось одновременно большое количество людей, а это неминуемо приводило к упадку нравов. В борьбе же за моральную чистоту прихожан римско-католическая церковь в Средние века неоднократно прибегала к массовым религиозным гонениям на общественные паровые бани. Эти меры сочетались с феодальными запретами постройки бань (ввиду большой траты древесины и дров, а также пожа-роопасности). Так что банное мытьё в католической Европе забылось, а если где и сохранялось, то происходило крайне благочестиво, молча и сосредоточенно — «как в церкви».

Этот процесс затронул и Финляндию. Известно, что в 862 году варяги, славяне (ильменьские славяне, кривичи) и финны образовали в Новгороде новую этническую общность — Русь, под влияние которой впоследствии попали все остальные финские и восточнославянские племена.

44 < Дом» 7/2010

www. master-sam. ru