Юный техник - для умелых рук 1973-08, страница 11ногоФИЛЬМАСтатья, которую мы предлагаем вашему вниманию, заключает опубликованный уже нами цикл рассказов о съемках мультипликационного фильма. Рассказывает она о титрах и о том, как... Впрочем, о чем она рассказывает, вы прочтете сами. Группа кинолюбителей сняла игровой фильм. Но так как фильм был немой, то некоторые сцены в нем могли объяснить только надписи — титры. Для их съемки воспользовались магнитным шрифтом. Но когда титры были вставлены, фильм вдруг стал хуже, пропал темп развития действия, появились рыхлость, затянутость. Тогда решили «подрезать» надписи и ускорить их прохождение на экране. Фильм стал более динамичным, зато зритель не успевал прочесть весь текст, у него появлялось раздражение. В кинофильме нет и не должно быть ничего второстепенного. Все, что показывается на экране, начиная с первых титульных надписей и кончая заключительными кадрами, составляет единое целое. Представьте себе на экране сцену, в которой бурно развиваются события. Зрители волнуются за судьбу героев, и вдруг появляется светлая, статичная, спокойная по форме надпись. Она сразу разбивает все впечатление, созданное предыдущими кадрами, и ослабляет силу воздействия следующей сцены, так как зрителю потребуется какое-то время, чтобы снова настроиться на определенный лад. Характер надписей, их внешний вид должен быть связан с сюжетом, создавать переход or одной новеллы к другой и в итоге — цементировать фильм, а не разрушав его. Иными словами, назначение титров не просто информировать, а нести определенную сюжетную, смысловую и художественную нагрузки. В кукольно-мультипликационном фильме «Хочу быть отважным» рассказывается о тигренке по имени Петрик. В начале фильма появление каждой новой надписи с фамилиями авторов фильма вызывает испуг Петрика. И когда после титульных надписей начинают разворачиваться события, мы уже знаем, что тигренок — трус. АЛаленькую пародию на гангстерские фильмы под названием «Тайна комнаты 216» сняли рижские кинолюбители. В начале картины в дверь стреляют, и отверстия от пуль складываются в цифру 216. Эти первые кадры сразу же вводят зрителя в атмосферу фильма. Прочтите еще раз статью «Мультфильм— это интересно!» (см. «ЮТ» для умелых рук» №11 за 1972 год). В ней ничего не сказано о надписях, но фигурки, о которых идет речь в статье, можно заменить вырезанными из картона буквами. По вашему желанию они могут скатываться с горы, вылезать из моря, плясать на дороге, ссориться между собой. Если поведение букв соответствует содержанию эпизода, то такие титры дополнят действие, станут персонажами, вольются в изобразительный строй фильма. Работать с буквами надо точно так же, как и с кукольными персонажами. Так же делать предварительную разметку стеклографом и точно передвигать буквы через один или два кадра на каждое новое положение. При съемке подвижных надписей часто применяют обратную съемку. Вначале точно выкладывают надпись, а затем, разрушая ее, ведут съемку в обратном порядке. Как в люб-ительских условиях осуществить обратную съемку, было рассказано в статье «Трюки, трюки, трюки» (см. «ЮТ» для умелых рук» № 6 за 1973 год). Предлагаем сделать станок для работы над эффектными титрами (рис. 1). На рамку 1 натягивается любая тонкая матовая пленка-экран. Рамка 2 — подвижная, в ней закреплено стекло для надписей титров. Буквы вырезаются из картона и приклеиваются к стеклу резиновым клеем. За экраном устанавливается 8-мм проектор 3 с необходимой для съемок покадровой проекцией. В проектор заряжается какой-нибудь снятый план, например плач дороги. Две закрепленные рейки 4 позволяют точно вести брусок 5 с укрепленной на нем рамкой 2. Съемочная камера 6 устанавливается на одной оптической оси с проектором — рисунок 2. Такой метод съемки на^ киностудиях называется рирпроекцией. Но если на больших киностудиях проектор и съемочная камера соединены синхрон- рис.! 11 |