Юный техник - для умелых рук 1973-08, страница 12Часто в своих письмах в редакцию читатели просят выслать им чертежи той или иной конструкции или рассказать о ней в журнале, не зная о том, что ее описание уже было опубликовано на страницах приложения. Напоминаем вам содержание «ЮТ» для умелых рук» за прошедшие месяцы этого года по разделу «Электроника». Электронное спортлото, № 1. Мини-радиола, № 1. Автомат для уличного освещения, № 1. Индуктивный пробник — прибор для обнаружения короткого замыкания в обмотках дросселей и трансформаторов НЧ, № 1. Цветодинамическая установка исполнительского типа, № 2. Вас слушает робот — телефонный «секретарь», отвечающий за вас, когда вас нет дома, NS 2. Эрудиция или подсказка! — использование приемника и магнитофона как усилителя низкой частоты, № 2. Спидометр - микроамперметр, Н9 2. Электронное банджо, № 3. Комакдуем по радио — приемник и передатчик для одно-командного управления моделями, № 3. Пять приборов для телевизора, № 3. Телефон • громкоговоритель, № 4. Фотоэлектромеханический стабилизатор напряжения, № 5. Календарь-селектор — устройство, позволяющее поддерживать громкоговорящую связь между двумя абонентами по двухпроводной линии на расстоянии до 200 м, № 6. Шагающий автомат — модель простого программного устройства, NS 6. Знакомый писк морзянки — звуковой генератор, № 6. Намоточный станок из «Конструктора», № 6. ЭКРАН РИС. 2 но и съемка ведется со скоростью 24 кадра в секунду, то наша установка позволяет вести только покадровую съемку. Экспозиция рассчитывается по яркости освещения экрана. На светлом фоне хорошо прочтутся черные надписи. Если же фон темный, а надписи белые, то освещать надписи надо так, чтобы свет не попадал на экран. Собираясь снимать надписи, сделайте, как и при любой покадровой съемке, предварительный расчет. Предположим, вам надо снимать надпись: «Вперед, только вперед!» Установите ее на стекле и, наблюдая через визир камеры, определите два крайних положения — самое отдаленное и самое близкое. Измерьте расстояние между этими точками, определите путь, который должна пройти рамка 2 во время съемки. Допустим, он равен 100 см. Для прочтения трех слов необходимо примерно 2 сек. Движущуюся надпись можно держать на экране несколько дольше — 3 сек. За 3 сек. пройдут 48 кадров (при нормальной 16-кадровой проекции). Для удобства округлим эту цифру до 50. Итак, нашу надпись надо передвинуть 50 раз (100:50 = 2 см). Вот мы и определили, что рамку с надписью после съемки каждого кадра нужно передвигать на 2 см. Повторим, как проходит процесс съемки: сняли один кадр, передвинули кадр в проекторе, передвинули на одно деление (на 2 см) рамку 2, снова сняли кадр. И так кадр за кадром. Если глубина резкости недостаточна, подберите нужную, чтобы надпись все время была резкой. Менять резкости надо постепенно, переводя на минимальные деления: при покадровой съемке энергичный перевод резкости даст на экране неприятный скачок. Такой перевод допустим, когда происходит смена плана — одна надпись, близкая к камере (крупная), сменяется второй надписью, далекой от камеры (мелкой). Конструкцию станка можно усовершенствовать: стекло в рамке сделать вращающимся, а у центра вращения наклеить кружки с делениями (рис. 3). Стекло вращается по делениям, и в тот момент, когда оно становится параллельным оптической оси, вы отклеиваете первую надпись и наклеиваете вторую. Получается очень эффектный переворот со сменой надписи. Грань стекла почти незаметна, потому что такие перевороты делаются быстро — на 12—16 кадров. Если вы сможете приобрести целлулоид и делать на нем надписи, то процесс съемки намного упростится: приклеить лист целлулоида прозрачной лентой намного проще, чем выклеивать буквы. Есть и еще один метод съемки надписей. В деревянной рамке 2 вы делаете пазы и вставляете в них длинное стекло. В центре стекла наклеивается надпись, и стекло по делениям передвигается по пазам. По установленным делениям (предположим, на 12 кад- БОЛТ puc.3 ров) вы вводите надпись в кадр, держите ее статично, учитывая, что для прочтения трех слов необходимо две секунды, а затем по таким же делениям убираете из кадра. Деления намечаются заранее, иначе неровные передвижения надписей дадут неприятные рывки. И последнее замечание: экран из пленки можно заменить рисунками на бумаге или просто материей и на их статичном фоне снимать титры. 7. БУНИМОВИЧ СТЕКЛО 12 |