Юный техник - для умелых рук 1976-10, страница 17Собранные л меть я обрабатывают на мешкая. Иначе они могут пожухнуть и покоробиться. Сухой тряпкой удаляют влагу и грязь. Затем листья укладывают между газетами и высушивают под прессом или под грузом в течение недели, меняя каждый день газеты. Известны три основные способа изготовления мозаики из листьев. При первом, наиболее простом, мозаика набирается из листьев, как это сделала школьница из Риги. Листья приклеивают клеем на картон и прижимают сверху стеклом. По пестрой опавшей листве идет-бредет маленький смешной человечек — осенний гномик. Как заботливый хозяин, проверяет он свои владения: все ли в порядке, все ли листья окрасились и легли иа землю, как им положено! Все ли звери приготовились к длинной зиме! В руках у гномика суковатая палка, на голове темно-лиловый колпак... Эту сказочную осеннюю картинку мы увидели на ВДНХ в павильоне «Юные натуралисты». Она не написана красками и не нарисована карандашами, а выложена из разноцветных осенних листьев. Автор этой работы ученица 4-го класса «А» рижской средней школы № 69 Вуцена Сандра. В одном из номеров нашего приложения мы уже рассказывали о мозаике из разнообразных растительных материалов. Но сегодня речь пойдет только о листьях. Осень — самая благодатная пора для заготовки листьев. Звонка и красочна палитра листопада. В лесах, садах, парках — повсюду видны красно-лиловые листья осины, охристо-желтые березы, сине-лиловые груши или красно-оранжевые вишни. И только, пожалуй, листья сирени остаются зеленым» вплоть до первого снега. Откуда такое разнообразие цветовых о-тсн1:об у осенних листьев! Ботаники давно ответили на этот вопрос. С похолоданием и уменьшением света в листьях происходит разрушение хлорофилла, которому они обязаны зеленой окраской, а другие красочные вещества продолжаю" сохраняться. С исчезновением хлорофилла эти краски как бы проявляются. А листья, сбрасывая с сс.бя зеленый маскировочный цвет, предстают перед нами □ ярком праздничном наряде. Цвет — основное изобразительное средство при работе над мозаикой. Но художники-флористы большое значение придают также фактуре листьев. Ворсистые снизу листья белокопытника, ."inyxa м мать-и-мачехи напоминают бархат и замшу. Восковым блеском отдают кожистые листья сирени и вишни. А рубчатая фактура листьев ольх», орешника и кукурузы напоминает ткань. Второй способ напоминает работу живописца. Наклеенные кусочки листьев выполняют роль красочных мазков. Чтобы стыки между листьями были менее заметны, листья наклеивают сверху вниз, перекрывая нижним листом верхний. Причем при освещении, например, слева правый лист всегда должен перекрывать левый. Примерно так укладывается черепица или дранка на кровле дома. С той лишь разницей, что в кровле верхняя черепица перекрывает нижнюю. При изготовлении мозаики третьим способом из листьев вырезаются кусочки различной конфигурации, которые плотно подгоняются друг к другу. Такую мозаику выполняют по заранее составленному эскизу. В качестве основы для наклейки листьев испопьзуют стекло, оклеенное с двух сторон бумагой. Такая основа не коробится и не пропускает влагу. На готовую мозаику накладывают второе стекло и оклеивают по краям полосками дерматина, плотной ткани или бумаги. Стекло предохранит листья от проникновения пыли и влаги, и краски золотой осени долгое время будут сохранять свой первоначальный вид. Г. ФЕДОТОВ Рис. автора 16 |