Юный техник - для умелых рук 1985-07, страница 3Такое строение имеет один из современных типов цветной фотопленки. проявлении и соответственно больше образуется красителя. В первом слое получается желтый Краситель, в среднем — пурпурный и в нйжнем — голубой (из желтого и голубого легко получается зеленый). Если из всех слоев удалить серебро, которое делает эмульсию практически непрозрачной, то, рассматривая пленку на просвет, мы увидим цветное изображе- Вот что происходит в эмульсии при съемке и обработке: 1 — эмульсия засвечена в фотоаппарате, 2 — при черно-белом проявлении выделяются частички серебра, 3 — эмульсия засвечена пампой, 4 — после цветного проявления и удаления серебра на эмульсии получается исходное изображение. ние. Такой способ получения цветного Изображения называется субтрактив-ным — вычитательным, потому что из белого света, проходящего сквозь пленку при ее рассматривании, первый слой задерживает (вычитает) все лучи, кроме синих, второй и третий — все, кроме пурпурного и желтого соответственно. Серебро нетрудно удалить, поместив пленку в раствор вещества, которое при реакции с серебром образует соль. Этот процесс называется отбеливанием. Потом эта соль растворяется в закрепителе и вымывается. При обработке по такой схеме получается, что наиболее светлым местам фотографируемого объекта будут соответствовать наиболее темные места на пленке. Таким способом мы получаем негатив. Как же поступить, чтобы получить сразу прямое изображение? Вначале пленку обрабатывают в черно-белом проявителе, и получается обычное негативное изображение из зерен серебра. Никаких красок при этом не образуется. На участках эмульсии, куда при экспозиции свет не попал, серебро при проявлении не выделяется. Они пропускают свет, н если их засветить, то np+f проявлении в цветном проявителе в них образуются изображения из красителей и серебра. В этом случае светлым местам на объекте съемки будут соответствовать светлые места на пленке. Остается только превратить в соль все серебро, образовавшееся как при первом, так и при втором проявлении (произвести отбеливание). После отбеливания следует закрепление. На нашем рисунке наглядно показано, что происходит в слоях эмульсии в ходе этого процесса. Проблемы композиции Нельзя кадрмровйть Вот пленка куплена, заряжена в фотоаппарат, вы готовы сделать первый снимок. Есть ли разница в композиции кадра при съемке на слайдовую и черно-белую пленку? Есть, и довольно существенная. Сделанный вами слайд, как правило, нельзя кадрировать. Если на цветной обратимой пленке зафиксировано что-то лишнее, этот объект невозможно «срезать», как это обычно Делают при печати черно-белого снимка. Поэтому вдумчиво относитесь к композиции каждого кадра. Это существенно еще и потому, что цветная пленка намного дороже черно-белой, а значит, дублей, вариантов одного сюжета, приходится делать меньше. Старайтесь фотографировать интересующий вас объект как можно более крупно — тогда в кадре не будет лиш- Неряшливый задний план может заметно снизить эстетическую ценность снимка. них деталей. Используйте возможно большую глубину резкости, особеннб при съемке протяженных объектов — нерезкость какой-либо части придает неряшливость всему изображению. Впрочем, во всем надо соблюдать меру. Чтобы снимок не получился скучным, надо по возможности вводить в кадр и оживляющие композицию элементы. Например, вы решили снять на память какое-то здание. Погода подходящая — солнышко проглядывает из-за облаков, создает мягкие тени, придавая видимую объемность всему сооружению. Нашли вы и удачную точку съемки, решили снимать здание не «в лоб», а чуть сбоку, чтобы подчеркнуть на снимке его размеры. И все-таки как будто чего-то не хватает... А не хватает красивого переднего плана. Попробуйте сделать так, чтобы в кадр попали несколько ветвей растущих перед зданием деревьев, или включите в кадр изображение цветника, разбитого перед фасадом, и ваша композиция приобретет красочность. При этом не забудьте критически оценить и то, что будет изображено на заднем плане. Композиция и цвет Помните, как был одет герой известного мультфильма Незнайка? Оранжевая шляпа, желтая рубашка, синие брюки и зеленый галстук. Пестро и некрасиво. Такими бывают и слайды некоторых неопытных фотолюбителей. Причём пестрота оказывается порой даже незапланированной. Представьте себе, к примеру, что ва- у желтый ПУРПУРНЫЙ 3 |