Юный техник - для умелых рук 1985-07, страница 4Ж И va' 'Г»*»*♦* Растительность на переднем п"ане з. метко оживляет снимок. Но може .• и за-громоздить композицию, как э~о показано I рисунке. ша сес ра попросила сдепать еь цветной портрет. Навела народное белое платье, аккуратно причесалась... Ьы решили снять ее на фоне голубого неба — оно хорошо соччта^тся с ее голубыми глазами, рядом с кустом цветущих алых роз. Красивая композиция, не посмотрите, что получилось на слайде. Лицо темное, а по всему платью, как на спецовке маля L разбросаны разноцветные пятна... Конечно, такое изображение вряд ли дос-авит сестр э удовольствие. Но почему так случилось? Причин тому несколько. Во-первых, красочность слайда во многом зависит от правильности экспозиции. Об этом мы поговорим подробно дальше. А сейчас запомните главное: если хоти-е, чтобы на ваш».х цветных пленках Ь 'ло поменьше бракованных кадров, обязательно пользуйтесь экспонометром. Во-вторых, вы не обратили внимание на рефлексное отражение. Мы уже говорили о том, что окраска нспрозрач-н х тел опредег яется цветом те лучей, которые эти тела отражают. Вот эти-то лучи, отраженные от зеленых листьев алых ооз, и образовали ча белом платье, словно на экране, рефлексные ц :тные пятна Художники отлично знают, что снег грантически никогда не бывает белым. Он принимает на себя отсвет окружающих объект* и может быть каким угодно: I лубым, розовым, зеленым, с-зрым... Рефлексное отражение можно заметить не только на белом, но и н; поверхности любого другого цвета. Помните об этом и внимательнее вглядывайтесь в цвета окружающего мира прежде, чем нажать спусковую кнопку затвора pai Ю1 ю< ть фото рс рсПроблема проблемПри съемке на цветную пленку правильно подобрать экспозицию еще важнее, чем в черно-белой фотогиа-фии, и любая ошибка заметно сказывается на конечном результате. "ередержка или недодержка на слайде опасна не только тем, что снимки будут иметь разную плотчость. В значительной степени это скаж! ся на герьначе цвета. Такова уж особенность цветной фотопленки — на u зди-дертланном слайде цвета лолучс.ются чересчур густые, а в тенях они пр эпа-дают совсем. А рот передержанной слайд получается очень прозрачным, светлые места на нем практически полностью обесцвечиваются, Поэтому для объекта, содержащего широкий набор цвет эв — от бледно-и.елтого до темно-синего и даже черного, — оптимал 1ная экспозиция Для одного цвета может в несколько раз отличаться от другог о. Эту разницу можно уловить, поднося экспонометр почти вплотную к тому или иному участку объекта. Но для каждого отдельного участка кадра невозможно задэвать свою экспозицию. Значит, кажд! 1Й раз нужно намепенно жертвовать цветопередачей ча том или ином участке спектра. На каком именно? Конечно, преждг всего на наименее важном для сюжет а, занимающем наименьшую площьдь кадра. Всегда старайтесь подбирать такую композицию кадра, чтобы разница между наиболее яркими и наиболее темными местами была не такой уж значительной. Идеальное освещение для цветной съемки, как мы уже говорили, — солнечный свет. Избегайте снимать в глухой тени. Там все течи на пленке приобретают цветной оттенок. В пасмурную погоду можно рекомендовать устанавливать выдержку на одно деление больи-е, чем показывает экспонометр, или на одно или полделения прикрывать отверстие диафрагмы (скажем, экспонометр показывает выдержки 1/125 при диафрагме 8, а вы поставьте дигфрагму 11). Снимок получится с некоторой недодержкой. Это Повысит насыщенность цзетов и сделает слайд более красочным. ч Утро, день и С; ер Где бы вы ни Фотографировали, в an будет очень трудно добиться пр&в <ль-ной цветопередачи на тзассвете и ззка-те. Чем ниже солнце на .небосклоне, тем большую толщину атм-rcqj зрь- приходится пробивать его лучам, тем больше красных лучей в е, о спектре Опытный фотограф скажет, что в это время суток низка цветовая температура освещения. До'кдитесь, когда солнце "'о,-ниА'ется немного повы'ие, и мир sao7 перестанет быть черес-iyp красным. Если вы с!.смаете днем, в яркую солнечную погоду, когда на небе ни облачка, старзйтесь, чтобы в объектив не попадали прямые солнечные учи. В этом случае против с солнечна я бленда вас очень выручит. Она защитит пленку от излишней порции ультрафиолетовых лучей. Хорошая прего^да для них и специальный ультрафиолетовый фильтр. П р существу, он представляет собой обычное стекло. Оно, кик известно, задерживает значительную часть уль-рафиолета. При съемке в сумерках такя е возникают трудности. Контраст изображения в эти часы исключительно высок: темные стены домов и яоко светящиеся окна, свет уличных фонарей и непроницаемая густота вечерних течей — все это как буцто полностью исключает съемку на слайд вечером. И все-та си некоторые фотографы ухитряются Получать г.рек >aci ые слайды вечернего города. Каким образом? Вся хитрость состоит в том, чтобы начать снимать сразу, как включат уличное освещение. Свет уходящего дня будет еще достаточным, чт< >ы подегэтить тени, и экспозиция не будет столь велика, чтобы уничтожить детали. А чтобы получить на пленке полное ощущение ночи, экспозицию i-адо брать «а одно-два деления меньше той, что показывает экспонометр. Если же вам действительно пр> яется снимать поздним вечерел или даже ночью, то нужно взять наиболее чувствительную пленку и пользоваться цля определения выдержки таблицей (Экспонометры в условиях столь слаСой Таблица I. Экс позиция при ночной съем <е Таблица I. Экс позиция при ночной съем <е
4
|