Юный техник - для умелых рук 1986-03, страница 12БОЛЬШИЕ НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ Вы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно. Возможно, вы и сами уже придумали что-нибудь новое. Но в этом бесконечном разнообразии есть свои закономерности и прочные связи. Так, из перчаточной куклы родилась в свое время тростевая, а из марионетки — большая напольная кукла. Внешне эти куклы напоминают «родителей», только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Высота таких кукол зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,7 м (рис. 37, 38). Работать с такими куклами очень интересно. Их водит «в открытую» один, а чаще два исполнителя. Расскажем о двух способах вождения больших кукол. Первый способ — когда один актер вставляет ноги в башмаки ку^клы. Правой рукой он держит ее голову, левой — левую руку. Другой актер ведет правую руку и туловище куклы. Второй вариант: один актер вставляет свою празую ногу в левый башмак куклы, правой рукой ведет ее голову, левой — левую руку. Другой вставляет свою левую ногу в правый башмак. И правой рукой ведет правую руку кукты, а левой — туловище. Изготавливать такие куклы лучше всего из поролона, обтягивая детали трикотажем. Все части туловища сначала выкраиваются и затем склеиваются клеем N2 83 либо сшиваются, 12 Кроме того, корпус можно сшить из плотной ткани и набить легкими материалами: тряпками, обрезками поролона, конским волосом, сеном... Места сгибов (локти, колени, сочленения рук и ног с корпусом) прошивают. Башмаки шьют по форме обуви актера наподобие «шлепанцев», только без задней части подошвы. Ноги актера должны легко входить в «шлепанцы». Для надежности к ним пришивается резинка (рис. 37). Голову можно изготовить из папье-маше, вырезать из пенопласта либо выкроить из тонкого поролона и склеить. Если хотят, чтобы у куклы открывался рот, нижнюю челюсть изготавливают отдельно и крепят к верхней полоской ткани. Изнутри рот заклеивают черным бархатом или тонируют черной краской. На рисунке 37 показано, как рука кукловода располагается в голове куклы. Сжимая и разжимая пальцы, актер заставляет куклу открывать и закрывать рот. Кисти рук куклы можно вырезать из пенопласта, но лучше склеить из поролона— мягкая рука более пластична и смотрится со сцены как живая. У больших напольных кукол может и вовсе не быть рук. Их могут заменять руки актера. Для этого в пустых рукавах костюма делаются специальные прорези. Но когда хотят, чтобы у куклы сгибались локти, колени, то руки и ноги делают из дерева, как у традиционных марионеток. Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями. Хорошо известен популярный номер с куклой-тигренком, где два актера работают «в открытую» с поролоновой куклой. На этом же принципе построены и театральные постановки: «Голый король»» в Москве, «Похождения бравого солдата Швейка» в Ленинграде, «Чертова мельница» в Калинине и другие спектакли. В 1978 году во Дворце культуры Московского авиационного института в детском эстрадном кукольном театре был поставлен номер с куклой-джинном. Вся кукла состояла из куска ткани с прорезями для рук актера и головы джинна из папье-маше (рис. 39). На сцену в луче прожектора под звуки таинственной музыки вылетает плащ, разворачивается, и из-за него, нан из-зр ширмы, плавно поднимается кукольная голова джинна. Она свободно перемещается по верхней натянутой кромке плаща, подмигивает одним глазом. Руки фигуры плавно движутся в магических жестах. Кукла танцует одним плащом, но создается иллюзия, что под плащом и в самом деле находится корпус нунлы. В финале номера голов* джинна исчезает. Кукловоды на глазах у зрителей вынимают руки из прорезей плаща и показывают публике, что за плащом ничего нет. ЛЮДИ-КУКЛЫ На сцене появились огромные кук* лы. Большие кукольные головы, огромные ладони, здоровенные ботинки... Что самое удивительное, кукловодов рядом с ними нет. Но куклы прыгают, танцуют, водят хоровод со зрителями, а то разыгрывают живые сценки, сказки. Перед нами — театр масок, или, точнее, люди-куклы. Актер надевает на себя огромную голову-маску и превращается в живую куклу (рис. 42), |