Юный техник - для умелых рук 1986-12, страница 10Г Илу о фотолюбителей,
СВЕРХ* В£А№Е№р личения тем больше, чем ближе эти отношения к едннице. Теоретически при -у ■= 1 кратность увеличения бесконечно ная, что на практике осуществить невозможно из-за бесконечно большого расстояния Ro от увеличителя до фотобумаги. Поэтому с объективом от ФЭДа и «Зоркого» добиться сверхувеличения практически невозможно. Но ирибли- [ольцо для коепл! ния к увеличителю объективов с посг,печной пезь рой М 42X1* зиться к единице можно с другой стороны. С помощью переходного кольца надо присоединить к увеличителю объектив «Гелиос-44 2» или «Индустар-50-С > ст зеркального фотоаппарата «Зенит>. Чертеж кольца представлен на рисунке 3. А теперь расскажем о технике печг,-ти Лучше, конечно, если конструкция фотоувеличителя позволяет проецировав изображение не только на горизонтал- -ныь, но и на вертикальный экран, на-поимер «Юность», «Р?кета» или «Тяь-ркя». Негатив для такого увеличения, естественно, должен быть хорошего качества — резким, без дефектов и царапин, не очень плотным, средне- или сильнокоптрастным и чтобы зернистость фотоизобра жения была едвг заметна. Необходимо учесть все факторы, увеличивающие зернистость, и свести их к минимуму. Сделать малозаметной зернистость поможет печать с растром. Для этого в рамку фотоувеличителя при печати закладывают два негатива: один — с изображением, второй — с растром Второй получаем, сфотографировав с недодержкой мелкую металлическую сетку или рисунок ткани (капрон или трикотаж). Изменяя масштаб съемки, то есть размер ячеек сетки и ве- На всех любительских фотоувеличителях (согласно инструкции) можно получать с HeiaiHBd 24X36 мм отпечатки размером до 50X60 см, то есть увеличивать изображение более чем в 20 раз. Но, как считает читатель журнала Н. Костыря из Киева, все без исключения фотоувеличители обладают скрытыми резервами. Сни-то и дают возможность увеличивать изображение в 40, 50 и даже 100 раз. И тогда портреты, натюрморты или пейзажи Яоб ячно больших размеров могут украсить интерьер жилой комнаты, выставочный зал или вестибюль вашей школы. Посмотрим, откуда берутся эти резервы, Вспомним, что максимальное увеличение тем больше, чем меньше расстояние от негатива до объектива фотоувеличителя, точнее — до спорной поверхности оправы объектича (рис. 1) Это минимальное расстояние (назовем его го аналогии с таковым же расстоянием фотоаппарата рабочим отрезком уьели- Рабочий отрезгк увеличителя (R ) — мц« нимальч >е расе rot. 'че от негатива до опорной поверхности объел гива. чителя ц обозначим его Ry) определяет максимальную кратность фотоувеличителя. Для сверхувеличения очень важно и другое расстояние — от опорной поверхности оправы обьектива до фокальной плоскости (в фотоаппарате — от фланца объектива до плоскости пленки;. Это так называемый рабочий отрезок объектива (Ro). В объективах фотоувеличителей и фотоаппаратов типа ФЭД и «Зоркий» (назовем их объективы типа I рабочий отрезок равен 28 мм, а в ооъективах фотоаппаратов типа «Зениг» или «Практика» (объективы типа Б) — 45,5 или 45,2 мм (рис. 2). Если в фотоувеличителе используется Ry объектив типа А, то отношение —г = Ry = 1.25, если же типа В, то -т$ —0,76. Так вот оказывается, что кратность уве- Рабочие отрезки объективов «Зор^о^о» <КД) и «Зенита» (RB). Ь - |