Юный техник - для умелых рук 1987-07, страница 4Особенности съемки Проще, чем слайд Для съемки вам потребуется не позитивная, или, как говорят, слайдовая, пленка, а цветная негативная. В продаже она бывает довольно часто, как отечественного, так и импортного производства. Подобно слайдовой, цветная негативная пленка также делится на «дневную» и «вечернюю». Отличить их друг от друга весьма просто. Если на упаковке пленки значится, например, «Фото ЦНД-32», знайте — перед вами пленка цветная негативная для дневного света, чувствительностью 32 ед. ГОСТа. Маркировка же типа «Фото ЦНЛ-65» означает, что вы взяли пленку цветную негативную для ламп накаливания, чувствительностью 65 ед. ГОСТа. Изредка, впрочем, встречается и другая маркировка. Но вы легко разберетесь и в ней. Так пленка типа ДС означает «дневной свет». Она предназначена для съемки при естественном освещении. Если на упаковке будут буквы ЛН, то они означают пленку для лампы накаливания или другого искусственного освещения. Конечно, лучше данную пленку использовать при том типе освещения, для которого она предназначена. Однако такое возможно не всегда. И тут у негативной цветной пленки есть определенное преимущество перед обратимой. Если вам вдруг доведется снимать на «дневную» обратимую пленку вечером, то для правильной цветопередачи надо воспользоваться компенсационными светофильтрами. При работе же с негативной цветной пленкой соответствующие коррективы по цвету могут быть внесены позднее, уже при печати снимков. Старайтесь лишь избегать смешанного освещения. Самый искусный мастер цветной печати будет бессилен, если, скажем, при съемке портрета вы использовали в основном свет от окна, а в качестве подсветки применили лампу накаливания. Исправляя цветовой баланс в одном месте кадра, он тем самым будет еще более ухудшать его в другом. Это обязательно следует иметь в виду. И если уж вам понадобилась подсветка при естественном освещении, пользуйтесь электронной вспышкой — ее цветовой баланс соответствует солнечному свету. Свет и цвет в природе Выбор лучшего цветового и композиционного варианта требует от фотографа-колориста особого умения видеть свет на натуре, знания закономерностей, согласно которым изменяются условия цветового освещения. При съемке в кадре может находиться множество объектов, расположенных от объектива на расстояниях от нескольких метров до нескольких километров. И расстояние, как это ни странно на первый взгляд, наложит свой отпечаток на цвет объекта. Кроме того, цвет одного и того же предмета в существенной мере зависит от погоды, высоты солнца, времени года, окружающих предметов... Все слагаемые сразу фотограф, конечно, учесть не может. Но знать о том, какие цветовые ограничения накладывают хотя бы основные атмосферные явления, он обязан. Атмосферная дымка, к примеру, не только приглушает собственный цвет предмета, но и придает ему голубоватый оттенок. Дымка является прекрасным средством выражения пространственного расположения предметов при помощи так называемой «воздушной перспективы». Но она же может привести фотографа в недоумение, например, при использовании сильного телеобъектива: «Почему это на снимке никак не удается добиться ярких красок?..» Солнечное освещение, при котором выполняются натурные съемки, тоже не однозначно. Оно складывается из направленного потока солнечных лучей, падающих непосредственно на объект съемки, и диффузного потока световых лучей, отраженных окружающими предметами. В зависимости от характера и интенсивности отражения (снежный покров, например, способен отразить более 90 процентов падающего света) может быть не только смягчен естественный контраст освещения, но предмет способен приобрести несвойственный ему цветовой оттенок (об этом явлении мы подробно говорили в «ЮТ» для умелых рук» N9 7 за 1985 год). Кроме того, при чистом, безоблачном небе тени всегда имеют налет синевы. Этот оттенок исчезает, когда небо прикрыто легкими облаками, но может появиться снова, в еще более сильной степени, при хмурой, пасмурной погоде. При закате и восходе, когда высота солнца над горизонтом не превышает 13—15°, получаются самые эффектные снимки пейзажей и удаленных ландшафтов. В эти часы наблюдаются самые длинные тени, а светлые поверхности имеют красивый багряный оттенок. Время, в течение которого высота солнца находится в пределах 1 5—60°, называют периодом «нормального съемочного освещения». Именно на этот период и рассчитан цветовой баланс пленок типа ЦНД. Небо, как правило, попадает в кадр на всех снимках, сделанных на улице. И далеко не всегда оно бывает голубым. Чистая голубизна наблюдается лишь в очень хорошую, безоблачную погоду в сельской местности. Небо над городом из-за промышленных загрязнений, пыли часто приобретает желтоватый оттенок. Над морем, большими озерами и лесными массивами атмосфера насыщена водяными парами, и небо потому приобретает белесый оттенок. В степных районах, особенно в засуху, небо имеет пепельно-серый цвет. Так что, используя небо как фон на своих цветных снимках, имейте в виду эти особенности. Они могут стать дополнительным средством художественной выразительности. Или, напротив, небо, снятое в неподходящий момент, может испортить всю цветовую гамму снимка. Листья, трава в природе зачастую лишь из-за нашей невнимательности кажутся нам привычно-зелеными. Даже в середине лета южные растения часто имеют красновато-бурый оттенок, а северные и высокогорные — голубоватый. Весной молодой растительности свойствен нежный светло-зеленый цвет, который к осени заметно грубеет. Осенью же трава становится белесой и бурой, а листва деревьев приобретает богатую гамму желто-оранжево-красных тонов, удачно сочетающихся с интенсивно-глубоким цветом неба. Цвет водной поверхности зависит не столько от свойств самой воды, сколько от угла наблюдения и угла падения на эту поверхность солнечных лучей, а также от направления и силы ветра в данный момент. Словом, вода — один из самых капризных природных объектов с точки зрения фотографа. И в то же время один из самых интересных. Водная гладь или, напротив, рябь на поверхности воды может оживить самый скучный пейзаж. Понаблюдайте за водой внимательно — и накопленный опыт всегда пригодится вам при съемке. Стандартные и нестандартные объекты Теперь давайте от общих рассуждений перейдем к конкретной практике. Хороший фотоаппарат позволяет изменять экспозицию от 1/1000 при диафрагме 16 до 1 секунды при диафрагме 2. Количество света, попадающего на пленку, при этом изменяется в отношении 1:65 000! Обычная же фотопленка способна передать соотношение яркостей примерно 1:200. Предельное соотношение плотностей у отпечатка, в том числе и цветного, вчетверо ниже — 1:50, а у фотографии, помещенной на странице журнала или газеты, и того меньше. Отсюда вывод: фотография не может зафиксировать мир таким, каким его видит наш глаз! Преодолеть несовершенство техники способно лишь искусство художника, его умение, пользуясь ограниченными средства 4 |