Юный техник 1956-03, страница 76

Юный техник 1956-03, страница 76

Любопытно, что пантограф позволяет в случае необходимости сознательно искажать соотношения вертикальных и горизонтальных размеров отдельных деталей, узоров и орнаментов. Если вы при подготовке пантографа к работе установите штифт обводки или карандаш в стороне от прямой линии, соединяющей точки Б и Д, то получите обводимые контуры сплюснутыми по вертикали или горизонтали. Так круг превратит:я в овал, квадрат — в прямоугольник (см. рис.).

Это свойство пантографа юные техники могут использовать, например, при изготовлении рамочки или подставки овальной формы. Подобрав соответствующую установку карандаша и штифта обводки, можно орнамент или узор, вписанные в окружность, вытянуть так, чтобы они были вписаны в эллипс.

При копировании чертежей, узоров, орнаментов листы бумаги с оригиналом и копией рисун ка следует укреплять иа столе или доске так, чтобы во время работы они были неподвижны.

Прежде чем начинать копировать рисунок, приподнимите карандашную ножку, чтобы графит не касался бумаги, и быстро обведите наружные контуры рисунка. Только убедившись, что при данном расположении пантографа, оригинала рисунка и листа бумаги оы сможете скопировать весь рисунок, приступайте к делу.

Опыт показывает, что все контуры удобнее обводить по ходу часовой стрелки. Для большей точности прямые линии лучше всего обвести по линейке.

Норвежский ученый Иоганн Рууд, анатомируя выловленную и Антарктике рыбу, был _ изумлен отсутствием у нее 'ц jfli^ilfweu »\че11ЫХ

крови. Он начал упорное не- щ — ^--

следование рыб Этой породы.

и ему удалось сделать интересное открытие. Он доказал, что эти рыбы, живущие в очень холодной воде, вместо крови имеют жидкость без красных кровяных телец и без гемоглобина, имеющую не только другой состав, но и другие фущшни В этом отношении антарктические рыбы являются уникальными животными.

Знаменитому математику Остроградскому пришла внезапно в голову какая-то необыкновенно заманчн. ая математическая идея в тот момент, кота он шел по петербургской улнце. Немедленно он стал покрывать формулами то, что считал черной доской, предназначенной для записи вычислений. Неожиданно доска стала удаляться от него. Оказалось, что это не классная доска, а карета. Изумленный математик, догоняя карету, стал кричать кучеру: «Постой1 Куда спешишь? Я сейчас!»

То же самое рассказывают о выдающемся французском физике и математике Ампере. Не исключена возможность, что это действнтечьно произошло и с русским и с французским учеными. Подобная крайняя рассеянность часто сопутствует исключительной сосредоточенности ума па решении заслоняющей все научной проблемы.

• * *

Джордж Вестингауз в течение 48 лет в среднем каждые 6 недель патентовал новое изобретение.

62