Юный техник 1956-03, страница 81В. Щербаков Рис. автора В этом номере журнала лы i ос i ьаемся коротко познакомить тех, кто интересуется куклами, с устройством кукольного театра. Все театральные куклы делятся на два основных вида — марионетки и верховые куклы. Эти два типа «неживых актеров» представляют собой два различных театра кукол. В нашей стране преимущественно распространены театры верховых кукол. Верховые куклы актер держит на руке и управляет ими снизу. Ширма загораживает актеров от зрителей и скрывает «изнанку» спектакля Верхний край ширмы называется грядкой и служит сценой. Зрителям куклы видны не во весь рост, а по колено. Верховые куклы разнообразны по устройству и способу управления. Различают куклы петрушки и тростсвые куклы. Петрушки, как перчатки, надеваются на руку кукловода, и он пальцами приводит их в движение. У тростевых кукол к рукам и голове прикрепляются трости. Двигая трости, актер может свободно управлять куклами. В театре марионеток есть настоящая, хотя и маленькая, сцена, на которой «играют» куклы. Актеры управляют куклами с возвышения, называемого тропой. Ко всем конечностям кукол привязываются нити, на них куклы подвешиваются к особому приспособлению — ваге. Актер держит вагу в руке и, натягивая нити, заставляет куклу двигаться. На наших рисунках вы увидите несколько видов кукол. Коротко расскажем, как их сделать. Головку куклы слепите из пластилина (рис. А), смажьте тонким слоем вазелина и обклейте мелкими кусочками бумаги (10—12 слоев). Первый слой смочите водой, остальные смажьте клейстером. Когда клей подсохнет, головку разрежьте пополам (рис. Б) и снимите с пластилина, обе половинки снова склейте (рис. В). Затем головку загрунтуйте (столярным клеем, смешанным с мелом) и раскрасьтН ^сл^ными или гуашевыми красками. Нарисуйте глаза,1накл меха, фетра или ниток \рис парик, нос, брови, бороду из |