Юный техник 1957-01, страница 14

Юный техник 1957-01, страница 14

ляет почему вы с таким неуважением говорите об этом благородном семействе плоского стекла? Стекла, сохраняющего миллионам домов тепло. Стекла, позволяющего солнечным лучам проникать в жилища. Мне кажется, оно достойно лучших слов, если к тому же принять во внимание, что им застсклены не только дома, но и трамваи, автобусы, пароходы. Ему обязано появление теплиц, парников и оранжерей Разве можно было бы выращивать в зимнюю стужу цветы и плоды, если бы не было этого, как вы сказали, плоского стекле7 Нет, Нитка, вы очень мало знаете о стекле!

Сказав так Стакан собрал все свое красноречие и с высоты кухонной полки принялся говорить настолько увлеченно, будто он не Стакан, а профессор, читающий лекцию на самую любимую тему

— Взгляните на небо, — вдохновенно начал Стакан, — оно усыпано мириадами звезд Что знали о них люди, пока не были изобретены дальнозоркие стеклянные глаза — телескопы?! А что знали о жизни в капле воды, пока человек не вооружил свой глаз микроскопом?! Стекло, увеличивающее в сотни и тысячи раз, открыло дорогу в познание микромира: полезных и вредных бактерий, в мир строения веществ.

В жизни нередко самое простое и обыкновенное становится интересным и сложным, как только начнешь о нем размышлять.

Стакан говорил так взволнованно и так убежденчо, что он начал нравиться Нитке.

Покончив с телескопами, микроскопами, биноклями и лулами. Стакан задержал внимание Нитки на очках.

— Не будь очков, добрая четверть человечества, страдающая либо дальнозоркостью, либо близорукостью, была бы несчастней. Очки — самый распространенный и массовый прибор из семейства оптического стекла.

Да, это был стоящий Стакан! Нитка поражалась все более и более, слушая его.

— Фотографический аппарат был бы слеп без объектива. А рачве возможна без стеклянного глаза младшая сестра фотографии — кинематография? Разве не сказочно чудесны стекла киноаппарата, через которые проходят цветные лучи, повторяющие затем на белом экране виденное зорким глазом киносъемочного аппарата? И все они мои кровные родственники — дети стекла. А радио?

— Радио? — удивленно переспросила Нитка

— Представьте, и радио, и телевидение, и электрическое освещение, и звукозаписывающие аппараты невозможны без стекла.

Тут Стакан стал перечислять лампы, трубки, прокладки-изоляторы с такими подробностями и поименным знанием своих родственников, что аже коснулся своей дальней родни из семейства нового, небьющегося стекла — плексигласе И когда пробило половину второго ночи, не оставалось такой области, где бы стекло было забытым.

— Teneph вы. Нитка, надеюсь, поняли, — заключил Стакан,— какая высокая честь вам выпала, когда вами перевязали меня.

Это снова обидело Нитку, тем более что она минуту тому назад хотела выразить Стакану свое глубокое уважение. Но все же, не желая портить с ним отношений, Нитка тихо сказала"

12