Юный техник 1957-12, страница 49

Юный техник 1957-12, страница 49

ИТОГИ • ПЛАНЫ • ИТОГИ • ПЛАНЫ • ИТОГИ

Киноленту сразу после съемки зрителям не покажешь. С ней нужно еще повозиться. Проявить и напечатать.

А вот узенькая магнитная пленка моментально покажет зрителю все, что она только что «увидела». А затем это изображение она воспроизведет огромное количество раз.

Разумеется, «разложить» изображение на строчки и перенести их на магнитную пленку совсем не просто. Перед группой сотрудников Научно-исследовательского института звукозаписи и ее руководителем кандидатом технических наук В. И. Пархоменко в новом, 1958 году встанут весьма сложные задачи.

Прежде всего во время записи изображения лента должна "будет двигаться очень равномерно. Если чуть увеличится или падет ее скорость, изображение на экране потом неузнаваемо исказится.

Частоты тока придется записывать очень высокие. В сотни раз выше, чем в обычных магнитофонах. Поэтому магнитные головки для нанесения записи, а потом и для воспроизведения ее потребуются особые. Их «рабочие щели», то есть пространства, где концентрируются и собираются магнитные волны, уменьшатся здесь с пяти до одного микрона.

Словом, работы конструкторам хватит.

На первых порах «зрячий» магнитофон можно будет установить лишь в студиях. Но не за горами день, когда каждый владелец телевизора, задерживаясь на работе или в школе, сумеет позвонить домой и попросить домашних записать для него сегодняшнюю интересную телепередачу.

Ал Борин Рис. А. Решет овой

Одна лента вместо трех

ЗА ОКНОМ автомобиля круто свернуло шоссе. Мелькнули над обрывом белые столбики. Внизу море! От неожиданности вы схватились за спинку обыкновенного стула.

Не волнуйтесь. Вы спокойно сидите в небольшом просмотро-вом зале Научно-исследовательского кинофотоинститута. Вам де-монстрируют опытные фильмы синерамы.

42

ПЛАНЫ • ИТОГИ • ПЛАНЫ • ИТОГИ • ПЛАНЫ

Фильм окончен, и зрители с любопытством осматривают просмотровый зал. Во всю стену полукругом расположен широкий белый экран. За спиной три аппаратные. Одна — в центре зала, две другие — по бокам.

Что же перенесло вас из этого уютного зала в кабину мчащегося над пропастью автомобиля? Что создало, говоря словами сотрудников института, «эффект присутствия» — вашего присутствия — среди предметов, изображенных на экране?

Вспомните обычный кинотеатр. Обычный «узкий» экран. Изображения на нем вы «схватываете» лишь центральной частью сзоего зрачка. А края вашего зрачка, так сказать, «свободны». Они невольно замечают и кромку экрана, и спины сидящих впереди зрителей, и красную надпись «запасной выход». Как бы ни были вы увлечены событиями проходящего перед вами фильма, вы ни на секунду не забываете о том, что находитесь в кино.

А вот широкий полукруглый экран синерамы заполняет ваш зрачок целиком. Полностью. До предела.

А теперь представьте себе окно железнодорожного вагона. Предметы, расположенные вблизи от окна, «бегут» быстро. Далекие предметы движутся еле-еле. Панорама словно поворачивается перед вами. Все* что показывается за окном, вы видите как бы с трех сторон — трехмерно.

Вот эти два обстоятельства — «заполнение» всего зрачка да движение предметов на экране — и вызывают к жизни тот самый «эффект присутствия».

Казалось бы, как просто!

Но чтобы сделать синераму, послать изображение на широкий полукруглый экран, надо установить в зале три проекционных аппарата, действующих абсолютно синхронно. Они одновременно «крутят» три пленки. Три пленки были засняты тремя установленными в разных точках аппаратами.

Представляете себе, какая нужна точность? Во всем. В синхронном движении пленки. В совершенной стабильности цвета. Что будет, если, скажем, на одной пленке море окажется чуть-чуть «голубее», чем на другой? Тогда на экране один край этого моря станет прозрачным и чистым, а рядом — тоже море—• черным, словно надвигается буря.

Сложное устройство с тремя аппаратами делает синераму слишком дорогой и неудобной. Вот и решили ученые кинофото-института разработать метод, при котором «эффект присутствия» будет достигнут при помощи одного лишь аппарата и одной пленки. Правда, широкой. Раза в два шире, чем обычная пленка, применяемая сейчас в кинопромышленности.

Экспериментальные работы по использованию широкой пленки сотрудники лаборатории института под руководством заслуженного деятеля науки профессора Е. М. Голдовского продолжат и в будущем, 1958 году.

Сложности предстоят немалые. Придется как следует изучить природу всех искажений, возникающих при демонстрации изображения на искривленном экране. Но задачи эти очень заманчивы. Одна и та же широкая пленка будет пригодной для кинопанорамы и для широкоэкранного кинотеатра. Помимо того, широкую ленту можно будет напечатать на обычной стандартной пленкег используемой тысячами кинотеатров страны.

43