Юный техник 1958-10, страница 33

Юный техник 1958-10, страница 33

ми линиями на экране, делает записи, сверяет какие-то данные с таблицами.

Инженер Николаев перехватывает наш взгляд и поясняет:

— На экране осциллографа дублируются все показания контрольных приборов. А вот эти четыре металлических шкафа, собственно говоря, и представляют собой автомашиниста. В самом большом из них размещена математическая машина, которая решает сложное дифференциальное уравнение движения. Это «мозг» системы автоматического управления., В другом, поменьше, что стоит рядом, смонтирован «блок памяти» с кассетами зашифрованной информации о профиле пути, о протяженности контрольных участков, на которые разделены перегоны, о времени хода поезда по этим участкам, об ограничениях скорости на тех или иных отрезках пути.

На лицевой панели одного из приборов то вспыхивали, то гасли крохотные лампочки.

— Вспыхивание и затухание ламп, — сказал инженер Николаев, — означает, что электронная счетно-решающая математическая машина решает очередной вариант дифференциального уравнения, определяющего скорость поезда на следующем участке пути, и срок, за который этот участок должен быть пройден. Когда нужный режим найден, электронная машина подает в управляющее устройство команду, которая через соответствующие реле передается на контакты контроллера или тормозного крана. Поезд либо меняет скорость, либо останавливается.

Выбор данных на подачу одной какой-либо команды со всеми переключениями в це

пях управления протекает в сто тридцать пять раз быстрее, чем движется поезд. Автомашинист за секунду может произвести более ста девяноста различных вариантов расчета.

Чтобы выбрать нужный режим движения, машина «обязана» также знать, какова в данный момент фактическая скорость поезда, каков пройденный путь от начала контрольного участка и сколько времени затрачено на его прохождение. Такие сведения она получает от датчиков, установленных в буксе первой колесной пары. Датчики передают импульсы напряжения пропорционально числу оборотов колесной пары.

— Сейчас вы видите, — говорит инженер, — четыре металлических ящика. В будущей компоновке математическая машина и «блок памяти» составят одно целое и будут меньше по габаритам.

РЕЙС МОЖНО НАЧИНАТЬ!

Во время нашей беседы вдруг раздался характерный шум работающего генератора.

— Все готово! Рейс можно начинать, — сказал, обращаясь к инженеру Николаеву, на-

Л