Юный техник 1958-11, страница 6

Юный техник 1958-11, страница 6

ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ СВЕРШЕНИЙ

Олег ПИСАРЖЕВСНИЙ

ОАВЕРШАЕТСЯ еще один годовой круг, и в радостном гуденье и воздуходувок только-только что задутых комсомольских домен, в нескончаемом беге машин, отгружающих тяжелое золотое зерно сказочно богатого урожая, приходит наш чудесный праздник. Полыхают алые стяги. Люди собираются — кто усидит дома в такой вечер и в следующий за ним яркий красочный день! — чтобы вспомнить былое и подумать о будущем. Вот в притихшем зале заводского Дворца культуры притихшие от почтительного изумления юноши и девушки слушают неторопливую речь одного из тех, кто в непогожую октябрьскую ночь шел на приступ Зимнего дворца, кто подавлял кронштадтский мятеж и насмерть стоял на подступах к Питеру, обороняя цитадель пролетарской революции от юденичских банд. И дивятся юные! По мерке едва лишь начавшейся маленькой жизни наше время отделено от первых дней революции неоглядной далью. Однако в одном строю с нами шагают ветераны, на памяти которых тот знаменательный час, когда Ленин гордо и гневно воскликнул: «Есть такая партия!» Та самая партия, что повела пролетариев в первый решающий бой, направила их походный шаг по ступеням пятилеток, • научила, как повести за собою крестьянство, как сломать устои древней, дремуче дикой единоличной деревни, как повести ее к свету колхозного достатка и культуры. Партия, которая вдохновила народ на овладение высотами знаний...

Есть чем помянуть пройденный путь и тем, кто в рваных ши-нелишках через всю Россию гнал интервентов и опрокинул их, незваных, в те самые моря, из-за которых они к нам приплыли. И тем, кто, не успев снять простреленных шинелей, появился в неприветливых еще коридорах университетов, неловко пристраиваясь за ученическим столом под ироническими взглядами закоснелых в своей враждебности профессорских «зубров». Бывало, конечно, и не так, по-чужому, но всегда было трудно. «Адмирал корабельной науки», академик Крылов, придя в класс Морской академии читать курс теории корабля и оглядев новый набор, спросил у наполнивших академическую аудиторию боцманов и матросов первой статьи: «Кто из вас когда-либо изучал математику?» Не поднялась ни одна рука. И все же он прочел свой курс кораблестроительной науки, найдя для этого нужные простые слова. И ему удалось ввести в ту пору в храм строгой математической мысли немало будущих адмиралов и строителей кораблей. Академик Зелинский, отделив половину своих небогатых университетских лабораторий, твердо сказал: «Здесь будут заниматься рабфаковцы». А вскоре те, кто знакомился здесь с начатками химии, строили первые в мире заводы синтетического каучука, который родился на советской земле.

Никогда не затмится священная память героев Великой Отечественной войны, спасших мир от зловещей «коричневой чумы», ниспровергших герд/анск^й фашизм.

4