Юный техник 1959-02, страница 77— А что третье и четвертое? — Химикалии и бачки для проявки. — Очень хорошо. А где взяли деньги? — Дала школа. Сами внесли. Для тридцати человек это не так дорого. Купили это все и начали снимать. Сначала снимали все подряд, а потом узнали, как нужно организовать настоящую кинофабрику. И организовали. — Где7 — Как где? В школе. Меня назначили директором, потому что я прочитал почти все книги О том, как делать самим узкопленочные фильмы. И я сразу же взялся за организацию. Конечно, не один, а вместе с ребятами. Сначала мы создали сценарную бригаду, которая стала разрабатывать сценарий. — А ты знаешь, что такое сценарий кинофильма? — Спрашиваешь еще... Это такой подробный план киносъемок, в котором указывают, что за чем идет в кинофильме. — Н-ну? — И мы разработали первый сценарий фильма «Наша школа». Это была очень интересная работа... Сценарий, понимаешь, начинался так. Во весь экран снимается вывеска школы. Затем дверь. Главный вход. Затем... В эту дверь входят школьники. Наши ребята... Затем раздевалка... Затем один класс... другой класс... В одном урок арифметики. Во втором диктовка... в третьем что-то еще, и, наконец, перемена... Съемки с натуры... Кто завтракает, кто ездит верхом друг на друге, кто списывает задачки... Как на самом деле... А потом... Потом труд... Мастерские... показываем, как пилят, строгают... Как работают в слесарной мастерской и... вообще... — А что вообще7 Ты вспомни. — Вообще вся школа. Кабинет физики. Уроки физкультуры. Зоологический угопок... Сад зимой... Школьная собака Двойка... — Ну, допустим, вы написали сценарий. А что потом? — А потом бригада кинооператоров приступила к съемке. У нас два аппарата. Один примерно такой, как у тебя. Другой настоящий. Операторы начали снимать, а осветители освещать... И вообще как полагается... — А чем осветители начали освещать? — Ну, знаешь... Не задавай детских вопросов. У нас достаточно всяких самодельных прожекторов, просто ламп и... вообще. — Ну, хорошо, Володя. Я верю, что осветительную аппаратуру сделать не трудно. Достаточно просто ввернуть несколько сильных ламп. А что потом? — Потом проявка пленки, сушка, просмотр и склейка фильма. Монтаж. — Ну, а как же вы монтировали? — По сценарию и... вообще нак лучше получалось, так и монтировали. Потому что некоторые операторы сняли и то, чего не было в сценарии. Например, школьный концерт... И заседание педагогического совета. Не предусмотришь же всего в сценарии... — Конечно, ты прав. А что дальше? — А дальше афиша. Первый сеанс. Народу полон зал. Успех! — Это, разумеется, тан, Володя. А ваш фильм «Наша школа» был звуковым? — Да. Хотя нет. А вообще да. — Володька, ты что-то врешь... — Да что ты! Разве можно столько наврать7 Сначала звук мы изображали сами. Я был за диктора и говорил, что и к чему показывается на экране, а ребята... Кинооператоры, осветители, которым теперь было делать нечего, стояли за экраном и говорили за других. Лаяли Двойкой... Даже играли на гармошке. А потом это все мы записали. — На что? — Как на что? Ты же знаешь, сколько у нас в школе радиолюбителей. Они и записали это на пленку магнитофона. — А как? — Очень просто. Мы враз включали аппарат, которым показывали кинопленку, и магнитофон, на котором записывали слова, музыку и... вообще звук. Включали и точно запоминали скорость. Мы сидим у экрана, смотрим и говорим в микрофон Магнитофона все то. что надо говорить. Где надо играть на гар- 66 |