Юный техник 1959-07, страница 40

Юный техник 1959-07, страница 40

БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ

Бросая в воду щепотку красителя, а затем опуская в раствор волокно, мы даже не подозреваем, скольно событий, подчас драматичесних, развертывается при этом.

Вот кристаллик красителя погрузился в воду — и сейчас же со всех сторон его атакуют-^ \ юркие, подвижные молекулы воды. Красители не высокомолекулярные вещества, моленулы их в сотни, а иногда и в тысячи раз мейьше молекул целлюлозы. Но они значительно больше молекул воды. Если при увеличении целлюлозные молекулы выглядят как куски веревок длиною до 10 м, то молекулы воды кажутся шариками диаметром 1,8 мм. Один из самых маленьких красителей — кислотный оранжевый — выглядел бы пластинной длиуою 5 — 6 и шириной немного более 3 мм.

Набрасываясь на нристалл, моленулы воды отрывают от него одну за другой молекулы нрасителя. И вот уже кристалла нет: отдельные моленулы, из ноторых он состоял, утратили связь друг с другом, приобрели самостоятельность и начинают носиться по всему пространству за компанию с молекулами воды. Мы говорим: нраситель растворился.

А теперь опустим в раствор ацетатное волонно. Перед молекулами воды и красителя вырастает препятствие. Маленьним молекулам воды горя мало: они быстро отыскивают в теле ацетатного шелка места, где макромолекулы ацетилцеллюлозы лежат не очень плотно. Это места, где нитевидные моленулы расположились не параллельно, а под углом друг н другу. Здесь между ними остаются промежутки — микроскопические поры. Для воды это вполне подходящие тоннели.

Иное дело — моленулы нрасителя. Кислотный оранжевый, пожалуй, мог бы протиснуться в некоторые микропоры — ширина их при нашем увеличении достигает 2 — 4 мм. Но вот беда: в его молекуле имеется нислотная группа, несущая в растворе отрицательный заряд. — потому он и называется кислотным красителем, А остатки унсусной кислоты, присоединенные н спиртовым группам в молекулах ацетатного шелка, передают им свой кислотный харантер. Он не очень силен, но все же достаточен, чтобы активно отталнивать молекулы нислотного нрасителя. И это решает все; силы отталкивания встают непреодолимым барьером перед входом в узкие микропоры в теле ацетатного волонна. Кислотному нрасителю здесь делать нечего — приходится убираться восвояси.

ДРУЗЬЯ И ВРАГИ

Положение несколько меняется, ногда на своем пути кислотный краситель встречает хлопон. Целлюлозные молекулы в теле хлопкового волокна лежат не так тесно, кан молекулы в ацетатном шелке, и микропоры здесь пошире. А главное — нет кислотных групп. Кислотный оранжевый свободно входит в толщу волокна хлопка и... так же свободно выходит из него. Молекула этого красителя тан мала, что элентричесние и магнитные силы, возникающие между нею и молекулой целлюлозы, слишком ничтожны, чтобы удержать краситель на волокне. Кислотные красители непригодны и для хлопка.

Но вот горемычная молекула кислотного оранжевого приближается н натуральному шелку. Перед нею вырастают грозные пики и мечи кислотных групп молекулы шелка, пытающихся оттолннуть ее во что бы то ни стало. Но между этими враждебными силами в молекуле шелка там и сям вкраплены аммониевые группы, заряженные положительно. Они приветливо нивают молекулам красителя, притягивают их своим положительным зарядом. И, повернувшись н новым друзьям своими кислотными группами, моленулы нрасителя устремляются к ним и оседают на шелке. Шелк окрасился.

34