Юный техник 1959-08, страница 28спира. Замечд-е- ермеер скр| -л, что он Ху дожник.. Wo^r лектроны было 'чудачеством* Рентгена? Отпечаток*14 ;но, лежит ча мюнхенской ис тории с и!'уют<-.я кепг склонность сильного характера.1-" о ' незапт ■'-«'^оьс5' Ре'"-Ген не умел нзмё i-ять cbov- v -л у как и житейским... 'Ча иг- -' ^аксгда Герма ния голодйча, дру^ , - N rapi ощему ученому масло и cS^tp,1 i _н . "';шое бла гополучие среди всеобщ го бедст; \ ..^зеда- ния, он все-т»«! -дэе "Ллакгис г i обществен ного ра-п"- , У него был* одни и": жр закона,, (у . д'йнавал научную ценносТ- 1 только э* cortv. ..>. , ..ji/i.»* Доведенными до конца, и потому »и Гоенл-.-.е " неоконченные труды заве щал сжечъ о сме'^и. Академик Иофф рассказавший мно^о им*, э о своем учителе, свидетельс /ет, что воля Рентгена вед." ма в исполнение.. wi-гвйГ' бь.ли чужды этому последоват ному и ,.рогЬл!> .еловеку. Примириться с электроном ел • решали научные взгляды. А черты характера, ^акие при/. Г' ьгсс» и красоту его нравственному облику, толь'* ' ш на >4ти взгляды печать монашеской к •^терпимое'!' * о непризнание электрона стало запретом.' Рентген не годился для той эпохи в истории " > * рую сам невольно зачинал: его открытие при: &Я*1 дущему. а научные принципы — прошлому. Выпускнику Петер-'" бургского технологического института Абраму Федоровичу Иоффэ не было и двадцати пяти лет, когда он, nf «данный новым я "ч в физике, появился в Мюнхене. СтйЬ учеником Рент-,. он со всей молодой решительностью нарушил зл npet isa года в ежедневных разговорах с учителем "н «боролся за электрон». Он переубеждал учителя, который считая ПГ грон «недоказанной гипотезой, применяемой част<1 *5VJ!:' до ..«.Iочных оснований и без нужды». «Без нужды!» — вот что, пожалуй, было главным для Рентгена, В представлении ученых старой классической школы физическая картиь "ира могла быть нарисована или дорисована без такой под юности, -!ак электрон. Во всяком случае, наука ч могла без него обойтись. Нам сейчас нелегко это понять, по попробуем... Две с лишним тысячи л^т назад о таких вещах уже спорили ученые герои философа (^латона в его знаменитых «Диалогах»: f — Если мы хотим занимь. ься астрономией, — говорил Ти-мей, — то нам незачем интересоваться небесными телами! Нелепость? Нет, скорее мудрость. Вынужденная мудрость! Это был отказ от исканий, которые ни к чему не могли привести. Наблюдению ведь поддавалось только движение небесных гел, <з не они сами — далекие и недостижимые... Ограничение задачи было утешением в беспомощности. И не одним лишь утешением. Это ограничение сделало астрономию наетоя- 26 |