Юный техник 1959-09, страница 32

Юный техник 1959-09, страница 32
KGABEPOBKA НОВАЯ

Рис. Б. ГРЕЧИНЫ

Борис ВОЛОДИН

ЭСКИЗ

— Вы хотите узнать, какой будет Ксаверовка? Пожалуйста!

И архитектор Эрика Христофоровна Грингоф показала мне точно таной же рисунок, как тот, что напечатан теперь в журнале на цветной вкладке.

Это эскиз проекта центральной площади села. Самое большое здание на площади — клуб. В ием будет зал для спектаклей и кино на пятьсот зрителей, физкультурный зал, лекционный зал. комнаты для кружков.

Рядом с клубом четыре двухэтажных дома. В первом здании справа — правление колхоза «Дружба» и агролаборатория. Во втором — дом для приезжих со столовой. Слева от клуба в одном доме будут помещаться сельсовет, почта и дом учителя, а в другом — магазины и номбинат бытового обслуживания. Позади — сельский стадион. А от площади в стороны раскинутся улицы, застроенные домами колхозников...

Разговор происходил в Украинское институте проектирования сс.'сьского строительства... Архитекторы показывали планы будущих улиц и проекты кирпичных жилых домов для колхозни-ноз, рассказывали о том, что в селе будет построен коровнин на 400 голов, новая свиноферма, птицеферма, телятнин, кормокухня, гараж.

Я спросил:

— Вы давно работаете над перестройкой этого села7

— С качала года.

— Когда же все это будет построено?

Эрика Христофоровна улыбнулась и ответила:

— А вы поезжайте в Ксаверовку. Посмотрите...

Когда я сошел с автобуса «Киев —Белая Церковь», то увидел сразу две Ксаверовки: ту, которая была, и ту, которая будет.

СТАРАЯ КСАВЕРОВКА

Оиа ничем ие отличается от многих украинских сел. Белые хаты-мазанки, крытые порой соломой. без особого порядка растянулись вдоль шоссе. Плетни. Садики. Ставки, поросшие камышом и осокой, где на зеркальцах чистой воды плещутся утята. Ста-рекьная одноэтажная школа, Сельский магазин, поместившийся в обычной хате.

Вечером по селу раздается тарахтение дизельного движка, и в домах на несколько часов загорается электричество.

...Пятнадцать лет назад в э'их местах шли тяжелые танковые бои. После освобождения Киева здесь тролегла линия фронта. В Ксавеюовке — наши позиции, за ставками, в селе Пинчуни — фашисты.

Хаты, котооые не успели перед отступлением спалить гитлеровские «факельщики», были разрушены артиллерийским обстрелом. До сих пор на полях находят зазубренные стальные осколки. А в фруктового саду за железной оградой стоит памятник: солдат с непокрытой головой скорбно смотрит на цветы, устилающие плиту братской могилы...

Ксаверовка возродилась.

Снова выросли в садиках груши и сливовые деревья. Встали на прежних местах белые хаты, и колхоз «Дружба» с каждым годом набирал все больше и больше сил. Росли урожаи, увеличивалось стадо. И у ставков, в той стороне, где пролегали окопы, поднялись плантации шелковицы. Ксаверовский колхоз не самый богатый на Киевщине. Но нолхоз это крепкий, зажиточный. В прошлом году он получил около 4 млн. рублей дохода. А ежемесячный заработок рядовой доярки или свинарки составил 700 — 800 рублей.

Старая Ксаверовка красиза по-своему.

ЗЭ