Юный техник 1959-09, страница 29

Юный техник 1959-09, страница 29

возрасте поступил на вечернее отделение авиационного институ та, совместив учебу с интенсивной испытательной деятельностью.

Летчин-испытатель первого класса В. А. Комаров стал авиационным инженером, блестяще защитив дипломный проект на тему об органах управления сверхзвуковых (то есть летающих со сверхзвуковой скоростью) самолетов.

Защитил дипломный проект и стал инженером летчик-испыта-тель Герой Советского Союза В. П. Васин.

Летчик-испытатель Г. Мосолов после успешной защиты диплома оставлен для работы в аспирантуре.

Среди летчиков-испытателей есть не только инженеры, но даже ученые, исследователи, как, например, видный специалист в области летных исследований авиационных двигателей, кандидат технических наук летчик-испытатель И. И. Шунейно и общепризнанный знаток управляемости и устойчивости самолетов кандидат технических наун летчик-испытатель Н. В. Адамович.

Таков облик летчика-испытателя наших дней.

Конечно, при этом остаются в силе все требования к нему нан к летчику, но отличное владение самолетом нужно летчику-испытателю не как самоцель, а — сколь это на первый взгляд ни кажется парадоксальным — для того, чтобы уметь не думать об управлении самолетом. Представьте себе пешехода, который во время ходьбы думал бы о том, какой ногой шагнуть. Ясно, что такой пешеход далеко не ушел бы. Так ничего не смог бы испытать и летчик. Мысли его вместо наблюдения за явлениями, для изучения которых предпринят и-пытательный полет, были бы принованы к тому, какой рукой или ногой и в какую сторону шевельнуть.

3. О ДАРЕ ПРЕДВИДЕНИЯ

Драгоценным качеством для летника-испытателя является умение предвидеть. Я говорю, конечно, hp о мистическом предвидении, даром которого в глазах суеверных людей наделены гадалки и прорицатели, а о научном, техническом предвидении, о способности заранее предсказать, нак будет вести себя самолет в полете, с какими трудностями столннется испытатель и как будет преодолевать их. Большую роль во всем jtom играет интуиция, но все-таки главное определяется применением научных методов, сравнением испытуемого самолета с его предшественникагли, а танже изучением данных, полученных путем расчета или эксперимента в аэродинамической трубе. Этс дает возможность еще до полета предусмотреть основные возможные варианты поведения самолета и продумать свои действия в каждом из них. В этом смысле можно провести аналогию между летчиком-испытателем и шахматистом. Подобно тому кан неповторим каждый полет, неповторима и каждая шахматная партия. Тем не менее всякий настоящий шахматист упорно изучает теорию, решает шахматные задачи и этюды, продумывагт все возможные в той или иной позиции варианты. При розыгрыше турнирной партии в подавляющем большинстве случаев возникает какая-то совсем новая, не разобранная предварительно позиция, но отдельные ее элементы сходны с ранее решенными задачами и этюдами. Да и сам шахматист, перерешавший тысячу задач и этюдов, значительно больше подготовлен к решению тысячи первой задачи, встретившейся ему во время турнирной партии, чем если бы он не проделал подобной предварительной работы.

Летчику-испытателю редко удается предугадать протекание испытательного полета во всех деталях. В большинстве случаев неожиданные ситуации в полете все же возникают, и летчик-испытатель встречает их тем увереннее, чем больше готовился к ним на земле.

Первый предметный урок технического предвидения я получил еще в довоенные годы, в самом начале моей летно-испытательной деятельности от своего старшего коллеги летчика-испытателя А. П. Чернавского. В то время очередным «порогом») на путн ро ста скоростей самолета было явление тан называемого флятте-ра. — очень опасной вибрации, которая буквально в несколько секунд может привести к pa3pviueHHK5 самолета. Сейчас проблема фляттера давно списана с повестни дня: самолеты конструируются тан, что это явление полностью иснлючается. Но тогла оно было новым, и борьба с ним была весьма актуальной. Фляттер был страшен, в частности, тем, что наступал неожиданно, без каких-

27