Юный техник 1959-10, страница 14

Юный техник 1959-10, страница 14

Г лш [MJ

tj&fif- /геннаяи

ИВАН ШАБУ НО В

ИДЕТ ПО ЦЕХУ

В. КАМАНИН

у НСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ цех

Московского электромеханического завода имени Владимира Ильича. Толстые стальные плиты, в которые, словно в сливочное масло, врезаются сверла, на столах диковинные, отшлифованные до солнечного сияния детали. Идет изготовление штампов. Здесь есть штампы величиной с мизинец и такие огромные, что весят полторы тонны. В одном месте изготовляют тяжелый штамп, который одним ударом сразу вырубает и статор и ротор электромотора.

Люди у станков сосредоточенны, серьезны, отрываются лишь затем, чтобы заглянуть в мудренейшие чертежи.

Каждый рабочий кажется волшебником, творящим у своего рабочего места нечто такое, что известно лишь одному ему. Стройный юноша в синей тенниске, подстриженный коротко, по-спортив-ному, веселый, улыбчивый, даже, кажется, беззаботный, уверенно идет по цеху. И всех он здесь знает. И его тоже все знают и улыбаются ему. У кого-то что-то не ладится — и тогда подзывают идущего по цеху юношу в синей тенниске. Он подходит, заглядывает в чертежи, потом уверенно становится у станка, словно всю жизнь на нем работал, и показывает, как нужно делать то или иное. Операция налаживается, и юьоша идет дальше.

Меня с ним познакомили. Юношу зовут Иваном, фамилия — Шабунов, должность — мастер участка по изготовлению штампов, самого ответственного участка в цехе. Внешний вид мастера меня обманул: Иван Шабунов уже не юноша, ему 29 лет.

Мастер... Какое гордое, вызывающее уважение к человеку слово! Ведь это значит, что человек, который носит это звание, умеет делать на своем участке буквально все, причем гораздо лучше, чем другие. Так что, когда ты берешь в руки его изделие, то сразу же определяешь: это сделал мастер!

Ну, а как «делаются» сами мастера? Какое учебное заведение их «выпускает»? Этот вопрос я задал Ивану Шабу-нсву, с тем чтобы потом передать секрет его успеха тебе, юный читатель. И вот, пока мы шли с ним по цеху, останавливаясь то у одного станка, то у другого, он рассказывает мне свою историю.

— Двенадцать лет назад... Нет, неужели с тех пор лро-

12