Юный техник 1959-10, страница 45

Юный техник 1959-10, страница 45

риментальный. Его испытания покажут, получит ли путевку в жизнь эта машина, что в ней хорошо и что плохо.

Самолет почти готов. Осталось сделать три детали — все одинаковые, но очень сложного профиля и требуют долгой обработки на токарных, фрезерных и расточных станках. Как быть? Как скорей обработать их7 На универсальных станках долго. На копировальных тоже долго. Но делать нечего, приходится для трех деталей делать копиры. Это быстрее, чем делать три детали на универсальных станках, но достаточно медленно, чтобы самолет смог «состариться» в цехе, не выйдя из него. Другие крылатые машины окажутся совершеннее его. Труды сотен инженеров и рабочих пропадут впустую.

Надо сделать быстрее.

А что, если сразу копировать чертеж? Ведь на нем даны профиль и размеры детали. Зачем же копир, когда он все равно выполняется по профилю детали на чертеже? И такой станок уже есть. На рисунке IV — А показана простейшая схема такого станка. Требуемый профиль образуется за счет движения фрезы и двух перемещений: продольного перемещения стола и поперечного перемещения консоли. На столе закреплены заготовка и чертеж, на консоли — фреза и фотоголовка. Программу для движения консоли задает сам чертеж. Как карта туристу, подсказывает он вращающейся фрезе, куда переместиться, чтобы обработать деталь. «Фотоглаз» пристально всматривается в чертеж, прощупывает тропинки чертежных линий. Свет электрической лампочки, установленной в кожухе головки, фокусируется оптической системой на чертеже в виде яркой точни (рис. Б), Отраженный от чертежа свет улавливается фотоэлементом. Когда световое пятно находится на белой бумаге, отражается много света, на вы; ходе фотоэлемента регистрируется большой ток. Консоль с фрезой и фотоголовкой перемещается по направлению контура чертежа. Но вот луч упал на линию — контур чертежа, и отраженный световой поток уменьшился. Фотоэлемент, уменьшая ток, на выходе подает команду консоли: «Перемещаться обратно». Затем все повторяется. Но, кроме этого, непрерывно продольно перемещается и стол с чертежом и заготовкой. «Световая игла» ощупывает контур чертежа, а вращающаяся фреза повторяет все ее движения.

Опять станок копирует. Но копиром здесь служит чертеж — исходный технический документ для изготовления детали. Фотокопировальный станок — очень удобный станок. Может быть, он лучше гвоздильного автомата? Может быть, на нем есть смысл выпускать гвозди? Нет, нельзя. Для гвоздей он слишком медлителен. Пока его фотого^овка «ощупывает» чертеж, гвоздильный автомат сделает сотни гвоздей. Каждому станку свое: специальные автоматы — для массового производства, копировальные станки — для серийного, фотокопировальные — для единичного.

А есть что-нибудь общее у всех этих станков7 Оказывается, есть. Все они управляются моделью.

В гвоздильном автомате модель незаметна, она заложена в конструкцию автомата. Это она заменяет человека, заставляет двигаться в строгой очередности все детали станка.

В прессе модель заложена в штамп — носитель и исполнитель программы.

В копировальных станках модель — это копир или чертеж. И чем меньше модель связана с конструкцией станка, тем больше универсальность станка, тем большее число разных деталей он может обработать.

Как бы подводя итог рассказанному, беглым взглядом вновь обозрим эволюцию универсального станка к универсальному автомату: станком управлял человек, своими руками на ходу задавал резцу программу, затем стали делать автоматы, настроенные на одну какую-либо программу, и, наконец, появилась тенденция «универсализировать» автоматы — сделать их послушными разным программам (копиру, модели, чертежу). Но это не значит, что один станок вытеснял другой. Место универсальных станков наряду со станками-автоматами сохранилось в рабочем строю. Многое еще не умеют делать автоматы, многому их еще надо «научить». Универсальный станок по-прежнему «остается» мастером на все руки, и которому приходится прибегать, хотя бы для того, чтобы порой исправить или починить своего автоматизированного собрата.

45