Юный техник 1960-01, страница 69

Юный техник 1960-01, страница 69

зеленый цвета — ощущается желтый цвет. Одинаковое количество лучей трех цветов дает впечатление белого цвета.

На цветной вкладке отображен процесс создания клише для трехцветной печати. Используя трехцветную теорию зрения, из многоцветного оригинала выделяют при фотосъемке три основных цвета. Цветоделение при съемке негативов идет с помощью трех светофильтров: красного, зеленого и сине-фиолетового. Светофильтр пропустит к фотопленке лучи спектра, которые будут соответствовать его окраске. Например, красный задержит синие и зеленые лучи, а красные пропустит, они вызовут потем-кеиие на негативе. С оригинала снимаются три цветоделекных негатнва: для красной, желтой и синей нрасок. Съемка идет через растр, но с поворотом вправо и влево на 30° для красной и желтой красок. Растровые точки смещаются, и этим удается избежать образования неприятного узора на иллюстрации. Цветодели-тельная съемка применяется и в глубокой и в плоской печати.

Копирование и травление клише сходны с одноименными операциями, производимыми с формами для одноцветной печати. Разница в том, что нужно сделать три клише: для красной, желтой и синей красок. Травлением уменьшается размер печатного элемента — растровой точки.

Печатание цветной иллюстрации проводится последовательно: сначала желтая краска, на нее накладывается красная и, наконец, синяя.

О ВТОРОМ СПОСОБЕ ПЕЧАТИ

Можно ли обойтись только высокой печатью? Чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе все многообразие изобразительных оригиналов: здесь и картины, написанные акварелью, маслом, пастелью, гуашью, карандашом, и наиболее распространенный вид оригинала — фотоснимки. Высокая печать лучше других способов воспроизводит картины, написанные маслом, а глубокая печать — фотоснимки. Ее главное отличие — печатные элементы лежат в углублении, ниже пробельных. И лежат они на разной глубине. Если нужно передать глубокий черный цвет фотоснимка, печатный элемент более глубокий. В полутонах ои несколько мельче и совсем мелкий в све-тах формы.

Отличительная особенность глубокой печати — использование жидкой краски. Круглая печатная форма вращается в корыте с краской, ноторая заполняет углубленные печатные элементы. Но краска ложится также и ка пробелы формы. Поэтому перед контактом бумаги с формой с ее пробелов при помощи тонкого стального ножа краска снимается. В глубоких печатных элементах много краски, и, перейдя на бумагу, она создает впечатление глубокого черного цвета, присущего только фотоснимкам.

Процесс глубокой печати тоже начинается с изготовления формы. Оригинал фотографируют. Изображение с негатива переносят сначала на покрытую светочувствительным слоем

Бе