Юный техник 1961-06, страница 49

Юный техник 1961-06, страница 49

бят книжечку о предстоящем солнечном затмении. Затем едет к пионерам в Артек. Здесь под его руководством у каждого павильона строят солнечные часы. Создают в лагере хорошо оборудованную астрономическую площадку. На самом берегу моря, на фоне стройных кипарисов вырастает небесная сфера для решения астрономических задач. На линейке пионеры строят универсальный календарь по образцу календаря Дома занимательной науки. Ребята решают задачи, делают диаграммы для чисел-великанов, из бумаги вырезают простейшие карманные солнечные часы-компас.

С тех пор прошло много лет. Василий Иосифович недар-но отметил свой семидесятилетний юбилей. Но он не думает складывать с себя титул «главного научного пионера», как называли его артековцы, и продолжает трудиться: выступает со статьями, читает лекции, работает ученым секретарем Ленинградского отделения астрономогеодезиче-ского общества.

В чем секрет молодости одного из энтузиастов Дома занимательной науки? Он всю жизнь дружил со спортом. Василий Иосифович — старейший футболист нашей страны. Вот как о нем писала еще до революции одна из газет.

«В истекшем сезоне обратил на себя внимание прекрасной игрой вратарь «Спорта» Прянишников: быстрая сообразительность. поразительное хладнокровие и полное отсутствие рисовки позволяет нам смело назвать его лучшим голкипером в Петербурге».

Василий Иосифович был в свое время одной из «первых ракеток» города. Он и в шахматы выигрывал у достойнейших противников, таких ленинградских мастеров, как Ле-венфиш и Романовский. У футболиста, теннисиста, хоккеиста Прянишникова был второй разряд по шахматам.

...Ленинградский планетарий. Сегодня здесь проводится «Час занимательной астрономии». Гаснет свет, сначала тихо, а затем все громче и громче слышится музыка. Загораются звезды, и мы переносимся в волшебное царство неба. Незаметно проходит час — час занимательной науки, час. за время которого мы совершаем интересное путешествие и приоткрываем завесу над некоторыми тайнами вселенной. И когда в зале снова загорается свет и Василия Иосифовича и его помощницу окружают любопытные школьники, задающие множество вопросов, мне кажется, что я нахожусь в Доме занимательной науки, что вот сейчас все пойдут в зал научной самодеятельности и запустят модели, включат приборы, зажгут стенды...

Но ребята вскоре разошлись, и Василий Иосифович Прянишников стал со мной прощаться.

— Вы уж, пожалуйста, ничего там такого не пишите про энтузиазм и тому подобное. Лучше просто в двух словах, без фамилий, мол, всюду нужно создавать дома занимательной науки, да и не обязательно дома — можно классы, комнаты, уголки, стенды. Это очень нужно! Очень! — повторил он.

Что же, я присоединяюсь к этому — очень нужно!

49