Юный техник 1961-06, страница 69

Юный техник 1961-06, страница 69

выкрик: «Тебя мало убить! Нем мм будем кормить своих детей?!» Брошенный камень ударился • захлопнувшуюся дверцу автомобиля.

На следующий день Гарри не вышел на работу. Он не знал, что будет делать дальше. Он только знал, что хочет улучшать, а не ухудшать жизнь людей.

Когда-то Гарри читал о летучей мыши. На чердаке натянули веревки — и мышь летала в темноте, не задевая ни одной. Почему? Оказывается, писк, издаваемый летучей мышью, — это ультразвук. Отражаясь от препятствий, ультразвук возвращается к летучей мыши и информирует ее. Когда ее уши залепили воском, мышь стала натыкаться на веревки.

Гарри задумался. Сколько людей гибнет каждый день при автомобильных катастрофах!.. Вот где он может принести пользу. Первая же фирма, нуда Гарри обратился со своим предложением, дала согласие на проведение экспериментальных работ.

Последнее время дела у «Грин Рокит» шли неважно. Все труднее и труднее было бороться с более могущественными конкурентами. Фирма была на грани краха, и только чудо могло ее спасти. Нужна была сенсация, и «Грин Рокит» решила рискнуть.

Фирма предложила Смиту установить аппаратуру сначала на мотоцикле и испытать ее на соревнованиях. Гарри были предоставлены мотоцикл и мастерская для его доводки.

На мотоцикле Гарри было сразу три информатора: фотоэлемент ультразвук и радиолокатор. Дублируя и подстраховывая друг друга, они давали сведения о дороге, которые поступали в электронную счетно-решающую машину. Электронный мозг реагировал на все изгибы, неровности пути и выбирал наилучший и безопасный режим движения мотоцикла. Команды поступали на спрятанные внутри полых трубок рамы крошечные сервомоторы, которые поворачивали руль, увеличивали или уменьшали газ и приводили в действие тормоза.

Самое трудное было спрятать аппаратуру так, чтобы она не была видна. Правилами разрешалось иметь сколько угодно фар, сигналов. Смит поставил еще одну фару и лжесигнал. Там, где был трехжильный провод, он пустил пятидесяти-семидесяти-жильный — внешне все оставалось по-старому.

И вот победа, но она не радует.

Только после соревнований Гарри понял, что предложение победить с небольшим преимуществом было сделано серьезно. Представитель фирмы прямо заявил: «Теперь все будут ставить на вас, и мы ничего не заработаем».

Гарри испытывал свое изобретение, а фирму интересовало другое... Ну что ж!.. Придется выступить еще раз: надо проверить один прибор. Но больше он не будет заниматься обманом.

• • *

В кабинете были двое: Ченсон и его подручный — молодой парень в светлом костюме, под которым угадывалось сильное, мус* кулистое тело.

— Где же обещанный мотоцикл? — ехидно спрашивал Ченсон. — Может быть, вы его спрятали в карман? А кто-то говорил, что машина Смита сегодня будет у меня.

— Понимаете, Ченсон, выше головы не прыгнешь... Смит построил для своего мотоцикла гараж недалеко от мастерской. Здание стоит особняком и не охраняется. Казалось, все так просто.-- Неожиданности начались сразу же, как я только подошел и двери. «Отойдите от здания!» раздался голос Смита. Оглянулся — никого. Тогда я понял: это сигнализация. Пока взламывал замок, голос предупредил меня еще раз. Наконец дверь распахнулась: голые стены, кафельный пол и посредине мотоцикл. Я отчетливо видел его, но подойти не мог. Воздух, как упругая подушка, отбрасывал меня назад. Казалось, мотоцикл окружен резиновым стеклом: все видно, а при каждом шаге натыкаешься на невидимую преграду. И снова раздался голос: «Если вы не оставите своих попыток, это закончится для вас трагически». Я предпочитаю, чтобы у моего гроба сказали: «Покойному было девяносто лет», нежели «поиойному было двадцать три».

— Хорошо, можете идти. Я сам займусь Смитом.

67