Юный техник 1962-01, страница 67АЭЮСАНИ По снегу бескрайной тундры " мчится собачья упряжка. Рядом — одетая в меха фигура каюра. Эта картина знакома всем, кто зачитывался романами Джека Лондона. Но не каждый обращал внимание на то, какой путь за день проходит такая упряжка. Оказывается, всего 50—70 км. Кроме того, упряжка из 10 собак может везти всего 160 — 250 кг груза, часть которого к тому же составляет их питание. Необозримы просторы Севера. Путешествие на собаках от одного селения до другого длится по нескольку десятков дней. Слабеют собаки, изматываются, заболевают люди. Часто такие путешествия кончались трагически. Поэтому человек давно начал искать экипаж, который двигался бы по снегу сам. НУЖНА HAM II ПОЭЗИЯ Цедавно один очень умный и толковый инженер доказывал в пе-чати и на диспутах: нет, не нужна. В наш век ракет и ядерной энергетики поэзия, по его мнению, устарела. Разве это серьезное занятие — писать сгишки, тренькать, так сказать, на лире и описывать дрожащий звездный свет? Тем более что для инженеров до звезд стало рукой подать. Он, конечно, ошибался, этот инженер Ми одна, даже самая гениальная, машина не сможет заменить человеку тот огромный пленительный мир, в который нас вводит поэзия. Она воспитывает зоркость чувств, образность мышления, широту и отточенность восприятия. А способы работы поэта и инженера очень похожи. В самом деле, одно из наиболее мощных средств поэзии — образность. Яркий, точный, запоминаюшинся образ рождается тогда, когда поэт сталкивает лбами два далеких друг от друга понятия. То же самое делает и инженер, а особенно изобретатель во время своей работы. Решая какую-то техническую проблему, он сталкивает, связывает несколько областей науки и техники. На этом стыке рождается новая конструкция, новое открытие. Потому и нужна нам поэзия на каждом шагу в жизни, что она несет в себе творческое начало. Вот это поэтическое творческое начало весьма характерно для работы Г. С. Липмана, автора публикуемой статьи. 66 |