Юный техник 1962-07, страница 21

Юный техник 1962-07, страница 21

тель СССР сможет пользоваться самым лучшим, гигиеничным топливом.

Общая протяженность магистральных газопроводов составит 60 тыс. км. Мощные газотурбинные или электрические компрессоры будут нагнетать газ в трубы под давлением 70—75 атмосфер и перемещать его на громадные расстояния. В трубах воцарится настоящий газовый ураган. «Пассажир»-невидим-ка# покорный воле человека, помчится по трубам во все концы нашей Родины.

НЕ ТОЛЬКО НЕФТЬ

Но, кроме нефти, керосина, бензина и газа, в трубах преотлично «ездят» и другие «пассажиры», например, спирт, едкие растворы, жидкий аммиак и даже... каменный уголь. От одной из шахт Львовско-Волынского угольного бассейна провели трубопровод на районную электрическую станцию. Уголь на шахте предварительно измельчают в специальной мельнице и порошок смешивают с водой. Насосы гонят жидкую смесь по трубам. Она совершает 60-километровое путешествие до места назначения. Там высушенный порошок вдувают в котельные топки.

При постройке одного километра магистрального трубопровода требуется стали меньше, чем на сооружение одного километра рельсового пути. Но все же стали нужно очень много.

А нельзя ли заменить дорогую сталь другим, более дешевым материалом? Успехи химии позволили сооружать не только стальные трубопроводы. Из природного газа можно получить полиэтилен. А из него изготовить «вечную» трубу, не боящуюся коррозии ни внутри, ни снаружи. Такая пластмассовая труба легче, дешевле, долговечнее стальной и не уступает ей по прочности.

Делают трубы и из других материалов: бетона, плавленого камня, стекла. На курортах Чехословацкой Социалистической Республики по неметаллическим трубам «перевозят» минеральные воды. А на Курском аккумуляторном заводе по пластмассовому трубопроводу перемещают кашеобразную свинцовую массу.

Видите, сколько преимуществ у этого вида транспорта! Неудивительно, что, несмотря на свою молодость, он развивается гигантскими темпами.

Г. МИШКЕВИЧ

Однажды за беседой Вольтер с большим уважением отозвался об одном ученом-медике. Собеседники были удивлены — ведь о Вольтере этот медин отзывался отнюдь не благосклонно.

— Что ж, возможно, мы оба ошибаемся, — ответил Вольтер на их замечание.

г ишдоттми и уидоых

—^ — -_(1