Юный техник 1962-08, страница 82лась нога, третьему — брюхо, а четвертому — хвост. Слепцы заспорили: каков же слон в действительности? У одного получилось, что слон похож на толстую змею, свернувшуюся кольцом; другой считал, что он подобен столбу. Третий решил, что оба они не правы: слон как громадная бочка из-под воды, и, наконец, четвертый утверждал, что слон похож на корабельный канат. Они ошибались все, хотя каждый из них говорил правду. Сила же любого художественного произведения — в обобщении, в умении найти главное, в нахождении наиболее характерных деталей, которые, не отвлекая внимания на мелочи, передают суть явления. Автор третьего снимна не хотел показать портрет какого-либо конкретного лица. Автор сделал попытку создать образ сегодняшней Африки. Предельно лаконичен портрет. Из черной громады головы чуть вырисовывается рот, еле намечен нос, едва видны ресницы. Тревожную черную ту-чу — тучу гнева напоминает этот портрет. Немало хороших пособий обучают вас фотографии. Много полезного вы узнаете из них. Но, к сожалению, о возможности создавать портреты таким вот, только что описанным образом не сказано в учебных пособиях по фотографии. Учебники делают хорошее дело — дают вам, образно говоря, правильную постановку руки, если сравнить вас со скрипачом. Но скрипачу техника для того и дается, чтобы рука его обрела уверенность для самостоятельного полета. И лишь там, в полете, в дерзаниях и поисках, ученик превращается в настоящего артиста. Мы не считали бы, что наш семинар достиг цели, если бы не сумели заронить в вас зерно мужества самостоятельного поисча. Ибо без него нет искусства. Но, говоря о самостоятельности, самобытности художника, мы не можем не сказать о главном в содержании любого искусства, м г • |