Юный техник 1962-11, страница 64

Юный техник 1962-11, страница 64

обладает и идеальный геометрический конус: ведь его ось является осью симметрии бесконечного порядка, вдоль которой пересекается бесчисленное множество плоскостей симметрии.

Обратите внимание на то, что на несорванных грибах и цветах, на растущих деревьях, движущихся животных, летающих птицах, плывутих рыбах плоскости и оси симметрии ориентированы всегда вертикально.

Присматриваясь к симметрии окружающих нас живых существ — животных и растений, можно сформулировать следующий закон, ярко и повсеместно проявляющийся в природе:

Все, что растет или движется по верти кали — вверх или вниз относительно земной поверхности, имеет симметрию типа Ln п Р; все, что растет или движется горизонтально или косо по отношению к земной поверхности, характеризуется симметрией Р.

Вспомним цветочные чашечки, обращенные кверху, — ромашка, подсолнечник, василек и т. д., — цветы этого типа обладают симметрией Ln пР. Зато цветы, расположенные на стебле сбоку, душистый горошек, орхидея и другие — имеют, подобно листьям, только одну плоскость симметрии Р.

Почему же так послушно подчиняется закону симметрии природа?

Великий французский ученый Пьер Кюри еще в начале нашего века высказал ряд глубоких идей о симметрии. У нас в Советском Союзе эти идеи получили дальнейшее развитие в грудах академика А В. Шубникова.

Кюри утверждал, что нельзя рассматривать симметрию какого-либо тела, не учитывая симметрии окружающей его среды. Симметрия среды как бы отпечатывается на находящемся в ней теле, по-своему обрабатывает и видоизменяет его.

Все вокруг нас находится в поле земного тяготения и, следовательно, должно нести на себе отпечаток его воздействия.

Какова же симметрия этого поля?

Примем какую-либо точку земной поверхности за исходную. Действие на нее силы земного тяготения изобразим в виде вертикальной стрелки, направленной острием вниз. Вокруг исходной точки находится бесчисленное множество других точек земной поверхности, на которые также действует сила земного тяготения. Следовательно, и нашу стрелку следует окружить бесконечным множеством аналогичных стрелок, совсем как во время сильного ливня: каждая падающая капля бывает окружена множеством точно таких же падающих капель.

Вспомнив об осях и плоскостях симметрии, мы скажем, что исходная стрелка, окруженная множеством подобных же стрелок, совпадает с осью симметрии бесконечного порядка и что в ней пересекается бесчисленное множество плоскостей

63