Юный техник 1963-08, страница 41

Юный техник 1963-08, страница 41

Откуда они берутся и как обретают свою энергию, на Много порядков превышающую энергию частиц, ускоряемых в самых мощных ускорителях? Эти вопросы волнуют сегодня астрофизиков, геофизиков и физиков-атомников. Интерес к космическим лучам год от года растет; исследование их превратилось в один из самых широких фронтов переднего края науки. В нашей стране можно насчитать добрый десяток научных институтов, имеющих развернутую сеть станций, занятых наблюдением и изучением космических лучей.

Легко согласиться разумом с фактами и доводами ученых. И все же как-то трудно отрешиться от недоверчивого чувства: неужели нас-таки пронизывает непрерывный космический дождь? Мы привыкли к тому, что наши ощущения — главное звено, которое связывает нас с окружающим материальным миром, которое дает нам ориентировку в нем и позволяет познавать его. Но вокруг нас и сквозь нас с колоссальными скоростями пролетают, падают, сталкиваются друг с другом, раскалываются и разлетаются в разные стороны, как снопы искр, элементарные частички материи. А мы не видим, не слышим, не чувствуем всего этого.

Вспоминаю, как однажды в ИЗМИРАНе меня пригласили в одну затемненную комнату. Размеренно в тишине работал киноаппарат. А лицом к нему то и дело вспыхивали красные огоньки. «Что это?» — спросил я. «Приборы, — ответили мне, — которые дополняли недостающие нам органы чувств: они реагируют на каждую космическую частичку, о чем и свидетельствуют вспышки неоновых лампочек».

Ежесекундно на каждый квадратный метр земной поверхности падает в среднем 250 частиц.

Комнаты заставлены радиоэлектронными приборами. Из приемника доносится музыка. Тут же — койки сотрудников. Полочки с книгами. У дверей — лыжи. Перед нами — гостями с Большой земли — оказываются миски с чудесными щами. В окна удивительно светит небо.

— Высоко же вы забрались!

Рабиндранат Загрутдинович улыбается в ответ.

— Ешьте, ешьте, пока не остыло...

Высоко ли?.. Писатель Леонид Андреев говорил как-то, что моряки в силу своей профессии должны быть очень религиозными — каждый день они окружены безднами. У нас иное мировоззрение, в котором богу не осталось ни местечка. Но каково тем ученым, кому каждый день приходится смотреть в непостижимо необъятные дали вселенной и одновременно — в не менее непостижимую пропасть атома? Вот уж поистине есть от чего захватить дух.

Собственно, с запуском искусственных спутников Земли удалось прощупать космические лучи в «чистом виде». В них были обнаружены ядра едва ли не всех устойчивых элементов. Но подавляющее большинство из них — 80% — протоны, то есть ядра водорода. За ними на втором месте, в числе оставшихся 20% — ядра гелия (альфа-частицы), затем углерода, азота. кислорода, железа...

34