Юный техник 1963-12, страница 18

Юный техник 1963-12, страница 18

И вот парадокс: с одной стороны — Монблан фактов, добытых только за последние десятилетия онкологами, вирусологами. иммунологами, биохимиками, биофизиками, гистологами, морфологами; с другой — тупик в понимании того, что представляет собой раковая клетка.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РАКОВАЯ КЛЕТКА?

О ней известно почти все и неизвестно основное. Ее изучали всеми доступными науке средствами. Исследовали ее биохимический состав и особенности обмена, структурную организацию и жизненный цикл, число хромосом и особенности деления, солевой состав, электрические потенциалы, реакции на воздействие различных веществ и т. д.

Однако выводы не вселяли надежд. Оказалось, что раковая клетка имеет лишь количественные отличия от нормальных клеток, а в ряде случаев ее свойства не отличались от аналогичных свойств нормальных клеток. Например, особенности обмена раковой клетки, открытые Варбур-гом, были найдены и у многих нормальных клеток (лейкоциты крови, хрусталик глаза, эмбриональные клетки). В то же время подсадка под кожу одной такой клетки вызывает развитие из нее опухоли и в конечном счете гибель орга низма. Присутствие опухолеродных вирусов? Но они обнаружены у очень небольшой группы опухолей, а кроме того, вирусоподобные частички найдены во многих нормальных клетках и тканях.

В общем попытки ученых найти уникальные отличия раковой клетки от нормальной пока не дали никаких резуль татов. И специалистам приходится довольствоваться общими оценками злокачественной клетки: упростившаяся в строении, изменившая темп деления, вышедшая из-под контроля организма. Хотя эти определения и правильны, они мало говорят о том, что же произошло в клетке, почему она стала не просто несколько отличной от других, а именно раковой.

Почему же так долго сохраняется это «белое пятно» биологии и медицины?

Разумеется, дело не в недооценке проблемы учеными. Совсем наоборот. Крупнейшие ученые мира уделяли много внимания, а иногда даже посвящали всю жизнь работе над этим вопросом. Достаточно назвать такие имена, как основатель клеточной теории Вирхов, биохимики Варбург и Энгельгардт, вирусологи Зильбер и Стенли, онкологи Петров и Тимофеевский, цитологи Каудри и Касперсон.

Сейчас эта проблема решается совместно физиками, химиками, математиками, биологами, медиками, инженерами.

Сотни специальных журналов на многих языках публи куют все новые и новые факты об этом удивительном явлении. Фактов накопилось столько, что уже раздаются голоса, признающие из-за огромности полученного материала невозможность объять проблему в целом.

Вопрос действительно огромен и исключительно труден. Здесь, как в фокусе, сходятся узловые проблемы биологии.

16