Юный техник 1964-02, страница 19

Юный техник 1964-02, страница 19

РАКЕТА ИЩЕТ ЦЕЛЬ

В ЗАМКЕ ВЕЛЬТА

«— А теперь, дамы и господа, — сказал Вельт, — я продемонстрирую вам новейший вид оружия.

Слуги принесли ружья, начали раздавать гостям.

— Ой, я не буду! — кокетливо вскрнннула одна дама. — Я никогда не стреляла, я не попаду.

Вельт усмехнулся.

— Вы можете стрелять хоть в небо. Мое ружье само найдет цель.

...По полю мчался заяц. Он несся зигзагами, меняя от ужаса направление, часто прыгал.

Первой стреляла кокетливая дама. Случайно илн сознательно она направила ружье в прямо противоположную сторону от объекта охоты. Раздался выстрел. Заяц взвизгнул, перевернулся через голову и замер. Пуля нашла дичь...»

Эта сцена, описанная в довоенном романе Александра Казанцева «Пылающий остров», двадцать пять лет назад считалась «чистой» фантастикой...

НЕВИДИМЫЕ ГЛАЗОМ...

Если тело нагреть до высоннх температур, то его свечение увидит каждый из нас. Солнце, например, разогрето настолько, что на него и взглянуть трудно. Ярко светит разогретая поковка на наковальне кузнеца. Но вот проходит время, по-новка становится темнее и темнее, и, нанонец, ее поверхность приобретает вид обыкновенной стали. Значит ли это, что поновка перестала светить? Поднесите к ней поближе руку, и ваша ладонь сразу ощутит поток тепла. Этот лучевой поток не виден, но он существует и, пока ладонь ощущает тепло, существование его «очевидно». Но вот и ладонь перестает чувствовать нагревание: температура поковки, недавно еще озарявшейся ярким светом, слилась с температурой воздуха. Может быть, теперь прекратился и невидимый лучевой поток?

Глаз и ладонь — плохие советчики в ответе на этот вопрос. Только специальные физические приборы могут показать, что излучение не пропало и теперь. И не пропадет, пока тело, да, любое тело, хоть чуть-чуть нагрето. Нагрето — значит, имеет температуру выше абсолютного нуля, выше — 273,16°С.

Что же это за лучи? Появляются ли они лишь после того, кан тело, охлаждаясь, перестает испускать видимый свет, или присущи и высоним температурам?

Расчеты и опыты показывают, что электрическая лампочка накаливания

лншь неснолько 04 энергии преобразует в видимые лучи. Куда же деваются остальные? Они преобразуются в тепловое или инфракрасное излучение — аналог светового, только с другой длиной волны.

Значит, инфракрасное излу>»ение присуще и высоким температурам. В случае с лампочкой накаливания это так же бессмысленно для нас, как вихревые токи Фуко в сердечнике трансформатора. 90% — огромный резерв для повышения кпд электроосветительных приборов, и он дал распространение холодным лампам «дневного света» с их более высокой экономичностью.

Но раскаленные реактивные струн самолетов и ракет пока что незаменимы. Поэтому летящий самолет — сильнейший источнин инфраизлуче-ния, уловить ноторое можно задолго до приближения самого самолета. А еслн самолет военный и на борту его смертоносный груз? Может быть, тогда поставить на борт ракеты-пе-рехватчина прибор, улавливающий это излучение? И ракете останется только ждать сигнала своего прибора, чтобы взвиться и пойти туда, куда поведет приемник инфракрасных лучей, где из сопел двигателей рвутся раскаленные газы, а в бом оовых отсеках залег смертоносный груз врага.

ТАЙНА САМОНАВЕДЕНИЯ

Инфракрасные лучи в основном подчиняются тем же законам оптики, что и обычные, видимые. С помощью специальной оптической системы их можно собрать в фокус. Если в этот фокус поместить фотосопротивление, то электронная схема, связанная с фотосопротивлением, «ощутит» поступление энергии. Первичный ин-фрасигнал с помощью электроники можно значительно усилить.

Гигантская заостренная сигара настороженно смотрит в небо. В воздухе показался противник — реактивный бомбардировщик врага. Радиолокационные устройства наводят следящую головку ракеты точно на цель. В следящей головке — специальная оптическая система. Едва самолет попадает в поле зрення «головки», ракета переходит на «самообслуживание».

В момент подъема ракеты самолет начинает выходить из поля зрения следящей головки. Сразу же снижается количество энергии, принимаемой фотосопротивлением. Срабатывают электродвигатели, деятельностью которых управляет специальная сис тема автоматики. Положение рулей ракеты изменяется таким образом, чтобы на фотосопротивление вновь падал максимальный поток инфракрасных лучей. Ракета «воднт» в воздухе своим электронным «глазом» до тех пор, пока самолет вновь не окажется в поле зрения головни.

И все! Игра противника проиграна. Какне бы искусные маневры он ни проделывал, самонаводящийся взрыв настигнет его.

Интенвр Л. ШАРОЛЬ

17